19
февраля
2014
Новости союза

РЕЗОЛЮЦИЯ V Съезда Национального союза производителей молока СОЮЗМОЛОКО

В связи c кризисной ситуацией, сложившейся в молочной отрасли, о чем свидетельствуют факты:

1. сокращения поголовья коров и производства молока на 1,3 млн. тонн, или около 4% от «статистических» объемов производства и около 10% от реальных объемов производства товарного молока, отсутствия новых инвестиций в отрасль,
2. отставания уровня потребления молочных продуктов от медицинской нормы,
3. дефицита сырого молока и роста цен на сырое молоко на 30% по официальной статистике и на 50% по данным переработчиков,
4. снижения производства масла, сыров и сухого молока более чем на 10%,
5. роста импорта всей молочной продукции до 11 млн. тонн, что значительно выше, чем 8-9 млн. тонн годом ранее,
6. роста фальсифицированной молочной продукции с использованием жиров немолочного происхождения до 10% от объема потребления,

приводящие к проблемам:

1. низкой инвестиционной привлекательности молочного скотоводства, увеличению окупаемости современных ферм до 15 лет и более,
2. фальсификации данных статистики по производству и ценам, которая не позволяет принимать обоснованные решения (доля товарного молока на рынке: не более 50% от «статистических» объемов в 31 млн. тонн),
3. непрогнозируемости форм и механизмов государственной поддержки из-за регулярных изменений правил игры на рынке и низкой эффективности ряда мер поддержки,
4. непрогнозируемости цен на сырое молоко в связи с высокой волатильностью рынка в течение года и в течение 3-4 летних циклов,
5. низкого уровня господдержки отрасли по сравнению с основными странами-конкурентами (до 70% объемов поддержки идет на субсидирование инвестиционных кредитов, что является скрытой мерой поддержки банковского сектора, а не молочной отрасли),
6. росту рисков кратного увеличения импорта молочной продукции, в том числе «серого импорта», в результате формирования Таможенного Союза, присоединения к ВТО, отмены квот на производство молока в ЕС с 2015 года,
7. высокой изношенности мощностей в переработке, прежде всего в производстве молокоемких продуктов,
8. острому дефициту кадров, обладающих соответствующим образованием и опытом,
9. деградации генетического фонда, препятствующей увеличению продуктивности производства молока на голову КРС,
10. низкой культуры кормопроизводства,
11. резкого колебания цен на мясо говядины, дестабилизирующего молочное производство,

в 2014 году необходимо принять следующие оперативные меры преодоления текущей кризисной ситуации, которые следует включить в раздел по корректировке Госпрограммы Национального доклада Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:

1. выделение отдельных строк бюджета для основных направлений поддержки молочной отрасли в рамках действующей Государственной программы,
2. безусловное выполнение всех обязательств по финансированию отрасли в рамках субсидирования процентных ставок,
3. финансирование субсидирования на литр молока в соответствии с заложенными в Государственной программе объемами и изменение принципов субсидирования (равное субсидирование вне зависимости от сортности, таких критериев, как содержание жира и белка, выход телят),
4. пролонгация действующих и выдача новых кредитов на 15 лет,
5. проведение Министерством сельского хозяйства Российской Федерации заседания Комиссии по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса для рассмотрения вопроса субсидирования тех проектов, которые были направлены в Министерство в 2012-2014 годах,

которые следует включить в раздел по корректировке Госпрограммы Национального доклада Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,

со своей стороны Национальный союз производителей молока СОЮЗМОЛОКО к осени 2014 года обязуется обеспечить разработку комплексной долгосрочной программы развития молочной отрасли до 2030 года, учитывающей интересы всех участников рынка и пригодной к практической реализации государством без чрезмерного увеличения расходов, включающей:

1. исправление статистических неточностей и обеспечение поступления достоверной информации об объемах производства;
2. приведение целевых показателей Государственной программы в соответствие с планируемыми объемами финансирования;
3. обеспечение прозрачного финансового планирования и оценки бюджетной эффективности работы отрасли;
4. создание механизма поддержания баланса интересов производителя сырья, производителя молочной продукции (включая молокоемкие направления – сыр, сухое молоко, масло) и потребителя;
5. формирование механизмов сокращения ценовых колебаний для обеспечения стабильного дохода на всех стадиях производства;
6. изменение принципов и механизмов субсидирования для обеспечения более равномерного, прозрачного и справедливого распределения государственной поддержки;
7. создание системы стимулирования производителей к улучшению генетического фонда КРС;
8. модификацию существующей системы сельскохозяйственного образования и привлечение квалифицированных кадров на сельхозпредприятия; 9. создание системы экономически эффективного кормопроизводства;
10. стимулирование развития мясного производства на базе молочного,

в результате чего Россия сможет провести оздоровление молочной отрасли, приблизиться к целевым показателям Государственной программы развития сельского хозяйства, достичь порогового значения Доктрины продовольственной безопасности и преодолеть затяжной кризис молочной отрасли.