05
апреля
2011
Новости союза

Меры стабилизации и развития молочной отрасли России

Обращение к Правительству Российской Федерации по итогам Второго Съезда СОЮЗМОЛОКО

Российские производители молока выражают признательность Правительству за поддержку, оказываемую молочной отрасли: выплату компенсаций предприятиям, пострадавшим от засухи, решение Правительства о снижении закупочных цен на топливо для сельхозпроизводителей, поддержку «Соглашения о базовых индикативных ценах на сырое молоко», внесение поправок в Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», программу «Развитие маслоделия и сыроделия России на 2011-2013гг.», повышение импортных пошлин и оперативную корректировку баланса торговли с Республикой Беларусь. Перечисленные меры способствовали увеличению рентабельности производства сырого молока в 2010 году по сравнению с 2009 годом.

За прошедший год СОЮЗМОЛОКО при поддержке Правительства удалось стабилизировать ситуацию на молочном рынке России. Это стало возможным благодаря подписанию ряда соглашений: о сотрудничестве, о базовых индикативных ценах на сырое молоко, о взаимодействии с торговыми сетями и др. Также сыграло немаловажную роль объединение усилий всех участников молочного рынка, формирование единой позиции по общим вопросам, доступность объективной информации, обозначенные рыночные ориентиры и др.

Несмотря на предпринятые усилия, в отрасли сохраняются серьезные проблемы, требующие оперативного решения. На сегодняшний день резко возросла себестоимость молочных продуктов, что вынуждает переработчиков существенно снижать закупочную цену на сырое молоко для минимизации затрат. Данная тенденция в случае дальнейшего развития неизбежно приведет к дестабилизации сложившейся рыночной ситуации, и будет иметь разрушительные последствия для молочной отрасли.

СОЮЗМОЛОКО, проанализировав современную конъюнктуру молочного рынка, подготовил предложения по необходимым мерам государственной поддержки.

1. Жесткий контроль за качеством молочной продукции
Считаем необходимым поручить Роспотребнадзору России и Россельхознадзору России усилить контроль за исполнением Федерального закона от 12 июня 2008 года N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и Федерального закона от 22 июля 2010 года N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», особенно, в части соответствия маркировки действительному составу готовой продукции.

2. Неправомерное использование растительных жиров
Члены СОЮЗМОЛОКО крайне обеспокоены ситуацией с неправомерным использованием растительных жиров тропического происхождения при производстве молочной продукции. Недобросовестные производители систематически грубо нарушают требования действующего Технического регламента, замещая молочные жиры растительными, не отображая соответствующую информацию на упаковке готовой молочной продукции.

В связи с чем, СОЮЗМОЛОКО регулярно проводит собственный мониторинг качества готовой молочной продукции с целью выявления данных фактов и заявляет, что в последнее время последнее время отмечается значительный рост таких нарушений, поэтому, считаем необходимым проведение систематической совместной работы Роспотребнадзора и СОЮЗМОЛОКО для выявления и пресечения подобных нарушений, на основании имеющихся данных мониторинга качества готовой молочной продукции.

Также СОЮЗМОЛОКО предлагает расширить полномочия Роспотребнадзора и внести в часть 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ дополнение, позволяющее предусмотреть беспрепятственное проведение органами Роспотребнадзора проверок в отношении производителей молока и молочной продукции в целях эффективного осуществления государственного контроля в сфере обеспечения безопасности пищевой (молочной) продукции и технического регулирования.

3. Повышение импортных пошлин
Одной из характерных особенностей функционирования российского молочного рынка в 2010 году стало резкое увеличение ввоза импортной молочной продукции, которое произошло в результате увеличения поставок из стран дальнего зарубежья.

Как известно, аномальная жара летом 2010 года, охватившая более 40 российских регионов, привела к снижению объемов производства молока во втором полугодии 2010 года и росту цен, прежде всего, на корма для животных. Результатом этих процессов стал рост цен на сырое молоко и, как следствие, рост цен на весь ассортимент готовой молочной продукции. Внутренние цены оказались заметно выше, чем цены на аналогичные продукты на основных мировых рынках. Если в прошлые годы наиболее приемлемой по цене была продукция из стран СНГ, и, прежде всего, из Республики Беларусь, то в 2010 году цены на молочную продукцию из стран дальнего зарубежья были на таком уровне, что стал возможен массовый ввоз их продукции.

Действующие таможенные пошлины реально не защищают российский рынок. На фоне роста импортных поставок увеличились складские запасы отечественных молочных продуктов длительного хранения (сливочного масла, сыра, сухого молока), по состоянию на 1 марта 2011 года они были вдвое больше, чем на тот же период 2010 года.

Росту импортных поставок также способствовало продолжившееся в 2010 году укрепление рубля по отношению к основным валютам. В 1 квартале 2011 года процесс укрепления российского рубля продолжился.

Продовольственная безопасность страны не только не укрепляется, но и становится все более уязвимой. Согласно данным Росстата, в 2010 году доля импорта в общем ресурсе молока и молочных продуктов достигла 19,2%, тогда как в 2009 году она составляла 16,8%.

В связи с чем, считаем необходимым повышение ставки ввозных пошлин на отдельные позиции молока и молочных продуктов.

 

Код
ТН ВЭД
Наименование Действующая ставка
ввозной таможенной
пошлины
Предложение заявителя
0402 Молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ    
040210 –
040229
Молоко и сливки в порошке, гранулах или в других твердых видах 25% 40%
0404 Молочная сыворотка, сгущенная или несгущенная, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ; продукты из натуральных компонентов молока, с добавлением или без добавления сахара или других 15%, но не менее
0,35 евро за 1кг
25%, но не менее
0,4 евро за 1кг
0405 Сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока; молочные пасты 15%, но не менее
0,4 евро за 1кг
20%, но не менее
0,8 евро за 1кг
0406 Сыры и творог    
0406 10 - молодые сыры (недозрелые или невыдержанные), включая сывороточно-альбуминовые сыры, и творог 15%, но не менее
0,3 евро за 1кг
25%, но не менее
0,6 евро за 1кг
0406 20 тертые сыры или сыры в порошке, всех сортов 15%, но не менее
0,3 евро за 1кг
25%, но не менее
0,6 евро за 1кг
0406 30 плавленые сыры, нетертые или непорошкообразные 15%, но не менее
0,6 евро за 1кг
25%, но не менее
1 евро за 1кг
0406 40 голубые и прочие сыры, содержащие прожилки, полученные использованием Penicillium roqueforti 15%, но не менее
0,3 евро за 1кг
25%, но не менее
0,6 евро за 1кг
0406 90 сыры прочие 15%, но не менее
0,6 евро за 1кг
25%, но не менее
1 евро за 1кг



4. Прямое субсидирование на литр товарного молока высокого качества
В связи с подготовкой новой Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2017 годы, Национальный союз производителей молока провел анализ итогов реализации программы за прошлые годы. К сожалению, эффективность использования финансирования региональных программ в некоторых регионах вызывает сомнение.

С целью повышения эффективности госпрограммы, стимулирования производства высококачественного товарного молока и нивелирования сезонности производства, считаем необходимым корректировку систему государственной поддержки.

Исходя из первоочередных целей и задач, стоящих перед участниками российского молочного рынка, СОЮЗМОЛОКО предлагает осуществлять финансовую поддержку только производителей товарного молока высшего качества.

Увеличение в 2,1 раза к 2010 году тарифов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, рост затрат на электроэнергию и ГСМ более чем на 15%, удобрений более чем на 1,5 раза, запчастей на 30% - 35%, кормов и кормовых добавок на 50% привело к значительному росту себестоимости производимого молока, который невозможно компенсировать за счет роста закупочных цен.

По предварительным данным Росстата, валовое производство молока в России в 2010 году составило 31,9 млн. тонн, из них 13,2 млн. тонн или 41,4% было отгружено на перерабатывающие предприятия отрасли. Объем отгруженного молока в осеннее - зимний период (октябрь - апрель), в 2010 году составил 7,08 млн. тонн. Считаем целесообразным субсидирование товарного молока в зимний период в размере 1 рубля на килограмм, в таком случае, объем необходимых инвестиций составит 6 млрд. рублей.

Подобная форма поддержки послужит серьезной мотивацией для производителей молока к повышению качества и объемов производства молока, а также благоприятно скажется на снижении сезонности производства.

Следует отметить, что многие члены СОЮЗМОЛОКО считают, что только за счет прямого государственного датирования килограмма товарного молока в размере 3 - 5 рублей можно обеспечить безубыточность работы молочного животноводства страны.

В целях повышения численности поголовья специализированного молочного скота СОЮЗМОЛОКО считает необходимым прямое субсидирование приобретения хозяйствами племенного молочного скота, в том числе импортного, а также частичную компенсацию затрат по содержанию нетелей.

5. Проведение товарных интервенций для регулирования рынка сухое молоко и полутвердых сыров
Важным инструментом поддержки сельскохозяйственных производителей молока способны стать товарные интервенции для регулирования рынка сухого молока (СОМ и СЦМ) и полутвердых сыров.

Интервенции могут быть осуществлены силами ключевых предприятий молочной отрасли, не только произведут, но и возьмут на себя ответственность за хранение и реализацию интервенционных запасов.

Из проведенного Национальным союзом производителей молока анализа следует:
- при благоприятной конъюнктуре в стране может быть произведено в год около 165 тыс. тонн СОМ и СЦМ в год на сумму 24,5 - 27,2 млрд. рублей;
- основной объем около 80% - 132 тыс. тонн производится в весенне-летний период - «сезон большого молока»;
- при необходимой в этот период для производителей цене молока 12 - 13 рублей за кг, средняя стоимость СОМ и СЦМ составит около 150 рублей за кг. Таким образом, в стране с апреля по октябрь будет произведено СОМ и СЦМ на сумму 19 млрд. 800 млн. рублей;
- создание интервенционного фонда в размере 10% от произведенного объема СОМ и СЦМ на сумму 1 млрд. 980 млн. рублей позволит стабилизировать закупочные цены весной-летом, а также смягчить финансовую нагрузку производителей молока в период посевных и уборочных работ;
- в стране производится около 380 тыс. тонн сыра в год на сумму 60 млрд. рублей;
- основной объем около 65% - 253 тыс. тонн производится в период с весны по осень;
- при необходимой в этот период для производителей молока цене сырого молока 12 - 13 рублей за кг. стоимость сыра составляет 165 рублей за кг. Таким образом, в стране с апреля по ноябрь будет произведено сыра на сумму 43,3 млрд. рублей;
- создание интервенционного фонда в размере 10% от произведенного объема сыра на сумму 4,33 млрд. рублей позволило бы стабилизировать закупочные цены весной.

6. Баланс торговли с Республикой Беларусь
Смещение поставок сухого молока, масла и твердых сыров на осенне-зимний период
Согласованные российской и белорусской сторонами объемы поставок молочной продукции на 2011 год с разбивкой по кварталам выглядят следующим образом.

2011 г. тыс. тонн СОМ СЦМ концентрированное молоко сухая молочная сыворотка масло сливочное сыры и творог прочая мол. прод-я
I квартал 16,0 5,0 12,5 2,0 17,5 31,0 75,0
II квартал 16,0 5,0 12,5 2,0 17,5 31,0 75,0
III квартал 17,0 5,0 12,5 2,0 17,5 32,0 75,0
IV квартал 16,0 5,0 12,5 2,0 17,5 31,0 75,0
Год 65,0 20,0 50,0 8,0 70,0 125,0 300,0


Учитывая, что ежегодно в среднем по России в летние месяцы производство сырого молока возрастает на треть по сравнению с зимним периодом, а соответственно, растет и производство сухого молока, масла, твердых сыров, целесообразным был бы перенос поставок аналогичной продукции из Республики Беларусь на осенне-зимний период, когда наблюдается дефицит, а не создавать гиперзатоваренность российского рынка летом, что приводит к резкому снижению закупочных цен на сырое молоко отечественными переработчиками.

СОЮЗМОЛОКО крайне озабочен возможностью повторения ситуации 2009 года, когда цены на сырое молоко в мае-июне снизились до 6 - 7 рублей за кг, и только предпринятые Правительством меры по прекращению поставок сухого молока из Республики Беларусь позволили стабилизировать ситуацию на рынке и выйти к началу августа на закупочные цены 9 – 10 рублей за кг, что позволило спасти от разорения тысячи отечественных производителей молока.

СОЮЗМОЛОКО считает необходимым и впредь осуществлять государственный контроль над ввозом стратегически важных молочных продуктов из Республики Беларусь (сухое молоко, масло, твердые сыры) с учетом сезонности российского молочного производства.

7. Компенсация затрат на модернизацию и строительство
Считаем необходимым разработку новой государственной программы поддержки, которая бы предусматривала компенсацию затрат на реконструкцию старых и строительство новых молочных комплексов.

Инвестиции в строительство и реконструкцию объектов, безусловно, позволят в течение 5 - 8 лет увеличить производство продукции, но в настоящее время только за счет затрат на модернизацию себестоимость молока выросла на 4 - 4,5 рубля на кг.

Кроме того, на сегодняшний день краткосрочность кредитов и потери в результате засухи серьезно ограничивают объем инвестиций в модернизацию молочного животноводства. По расчетам СОЮЗМОЛОКО компенсация затрат в размере 15 - 20% от капитальных затрат послужит существенным стимулом для более активного инвестирования в молочное животноводство России, что в свою очередь благоприятно отразится на росте объемов производства товарного молока и сглаживании его сезонности.

8. Меры по стимулированию производства мяса-говядины
Рентабельность производства молока во многом зависит от стоимости мяса-говядины. С одной стороны, мясо-свинины на внутреннем рынке живым весом стоит дороже, чем мясо- говядины, хотя себестоимость производства мяса говядины существенно выше по объективным причинам. С другой стороны, развитие отечественного производства находится под постоянным прессом более дешёвых поставок импортного мяса, основной объём которого, поступает в виде блочного мяса, качество и натуральность которого крайне сложно оценить, но по нашему опыту является в большей степени второсортным. В общей структуре производства мяса, отечественная говядина занимает 24% (а два десятилетия назад занимала 50%) и имеет тенденцию к дальнейшему падению. Немаловажной составляющей проблемы производства говядины, является состояние откормочных комплексов, основная их масса - мощностью от 2 до 20 тысяч скотомест, была построена 20-30 лет назад и помимо полного физического износа, существующие корпуса не соответствуют современным технологиям откорма скота и требуют существенной реконструкции, которая несет за собой большие финансовые затраты, на которые производители идут с большим трудом и в малом проценте, из-за отсутствия «длинных» денег. В тоже время, мы видим положительные результаты от осуществлённой государственной поддержки производства свинины и птицы.

Для поддержки производителей молока и повышения рентабельности мясо-молочного комплекса животноводства России, необходимо создать условия получения ими дополнительных финансовых средств от откорма бычков молочных пород, для чего рассмотреть вопрос об уменьшении квот на импорт мяса-говядины, увеличения внутриквотных пошлин на мясо-говядины с текущих 15%, но не менее 0,2 евро/кг до 25%, но не менее 0,6 евро/кг и поддержать несколько пилотных проектов по откорму бычков, под эгидой СОЮЗМОЛОКО, поощряя их развитие и субсидируя их финансирование.

Также хотелось бы отметить, что в связи с вступлением в ВТО, неизбежно встаёт вопрос корректировки защитных мер и мер поддержки сельского хозяйства страны, так как существует два основных риска для аграрного сектора, связанных со вступлением России в ВТО. Это либерализация тарифного режима и фиксирование уровня господдержки аграрного сектора, в соответствии с требованиями стран-участниц ВТО. Основной риск – это либерализация тарифного режима. Например, адвалорная составляющая по многим позициям будет снижена. Переход на такую импортную пошлину для отдельных видов отечественной продукции фактически будет означать понижение уровня защиты нашего внутреннего рынка, поэтому уровень пошлин на переходный период и сам срок переходного периода по молочным продуктам должен быть пересмотрен. СОЮЗМОЛОКО готово предоставить предложения и обоснования по данному вопросу.

9.Изменение налогообложения
Важную роль в повышении инвестиционной привлекательности молочной отрасли и в ее дальнейшем развитии играет сбалансированная фискальная политика государства по отношению ко всем участникам процесса производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки. Невыгодные условия закупки сырья (молока, сахарной свеклы и др.) у сельхозтоваропроизводителей, применяющих льготные системы налогообложения, являются причиной, ускоряющей рост цен на продовольственные товары (хозяйства, применяющие ЕСХН, не являются плательщиками НДС, но, при этом, продают сырье по той же цене, что и плательщики данного налога). Для переработчиков это означает удорожание стоимости сырья, приобретенного у плательщиков ЕСХН, на 10%, так как в этом случае налог на добавленную стоимость превращается на налог с оборота. Для устранения данной проблемы считаем необходимым в пункт 4 статьи 154 НК РФ после слов «физических лиц» внести следующее дополнение: «и сельскохозяйственных товаропроизводителей». СОЮЗМОЛОКО готов предоставить соответствующие обоснования в профильные министерства и ведомства.

Аграрному сообществу необходим четкий сигнал, гарантирующий продолжение долгосрочной приоритетной государственной и региональной поддержки для эффективно работающего молочного животноводства. Эта поддержка должна быть в основном для предприятий, соответствующих определенным требованиям не столько с точки зрения оснащенности оборудованием, сколько с точки зрения эффективного использования технологий, которое должно выражаться в первую очередь в низкой операционной себестоимости производства и переработки килограмма молока и неснижения объемов производства по итогам года.

Без создания условий рентабельного производства и переработки молока, в условиях резкого роста себестоимости производства и снижения закупочной цены на сырое молоко, невозможно выполнение «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» и «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы».

Президент А.Н.Хайруллин

Председатель Правления А.Л.Даниленко