21
июня
2011
Новости союза

Предложения по повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции

Предложения по повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных производителей, совершенствованию мер государственной поддержки и нормативного правового регулирования в части развития агропромышленного комплекса

1. Жесткий контроль за качеством молочной продукции
Считаем необходимым поручить Роспотребнадзору России и Россельхознадзору России усилить мониторинг соответствия сырья и готовой молочной продукции, поступающей на российский рынок из Украины и стран Евросоюза, установленным требованиям Федерального закона от 12 июня 2008 года N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и Федерального закона от 22 июля 2010 года N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

2. Неправомерное использование растительных жиров
Члены СОЮЗМОЛОКО крайне обеспокоены ситуацией с неправомерным использованием растительных жиров тропического происхождения при производстве молочной продукции. Недобросовестные производители, особенно из Украины, систематически грубо нарушают Требования техрегламента, замещая молочные жиры растительными, не отображая соответствующую информацию на упаковке готовой молочной продукции. Фальсифицированная молочная продукция все чаще вытесняет с рынка натуральную, нанося тем самым колоссальный ущерб, как производителям, так и потребителям. Производители натуральной молочной продукции не способны конкурировать по цене с производителями дешевого фальсификата. По результатам последнего мониторинга качества молочной продукции, в торговых сетях СОЮЗМОЛОКО получил удручающие данные по незаконному содержанию растительных жиров тропического происхождения: сливочное масло – 63,3%, сметана – 33,3%, творог – 60% фальсификата.

СОЮЗМОЛОКО предлагает расширить полномочия Роспотребнадзора и внести в часть 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ дополнение, позволяющее предусмотреть беспрепятственное проведение органами Роспотребнадзора проверок в отношении производителей молока и молочной продукции в целях эффективного осуществления государственного контроля в сфере обеспечения безопасности пищевой (молочной) продукции и технического регулирования.

3. Повышение импортных пошлин
Одной из характерных особенностей функционирования российского молочного рынка в 2010 году стало резкое увеличение ввоза импортной молочной продукции, которое произошло в результате увеличения поставок из стран дальнего зарубежья.

Действующие таможенные пошлины реально не защищают российский рынок. На фоне роста импортных поставок увеличились складские запасы отечественных молочных продуктов длительного хранения (сливочного масла, сыра, сухого молока), по состоянию на 1 марта 2011 года они были вдвое больше, чем на тот же период 2010 года. Так в Алтайском крае на 14 июня 2011 года складские запасы сыра составляют более восьми тысяч тонн. Рост объемов импорта сыра продолжается, так за период с 1 января 2011 года по 1 мая 2011 года импорт сыра, по сравнению с 2010 годом, вырос на 112,8%.

Росту импортных поставок также способствовало продолжившееся в 2010 году укрепление рубля по отношению к основным валютам. В 1 квартале 2011 года процесс укрепления российского рубля продолжился. Продовольственная безопасность страны не только не укрепляется, но и становится все более уязвимой. Согласно данным Росстата, в 2010 году доля импорта в общем ресурсе молока и молочных продуктов достигла 19,2%, тогда как в 2009 году она составляла 16,8%.

Больше всего пострадали отечественные производители сыров, в связи с чем, считаем необходимым повышение ставки ввозных пошлин на отдельную позицию:
 

Код
ТН ВЭД
Наименование Действующая ставка
ввозной таможенной пошлины
Предложение заявителя
0406 90 сыры прочие 15%, но не менее 0,6 евро за 1 кг 25%, но не менее 1 евро за 1кг
0406 30 плавленые сыры,
нетертые или непорошкообразные
15%, но не менее 0,6 евро за 1 кг 25%, но не менее 1 евро за 1кг


4. Прямое субсидирование на литр товарного молока высокого качества
В связи с подготовкой новой Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2017 годы, Национальный союз производителей молока провел анализ итогов реализации программы за прошлые годы. К сожалению, эффективность использования финансирования региональных программ в некоторых регионах вызывает сомнение.

С целью повышения эффективности госпрограммы, стимулирования производства высококачественного товарного молока и нивелирования сезонности производства, считаем необходимым корректировку системы государственной поддержки.

На основании анализа эффективности господдержки, проведенного СОЮЗМОЛОКО, а также исходя из первоочередных целей и задач, стоящих перед участниками российского молочного рынка, предлагаем осуществлять поддержку только производителям товарного молока.

Увеличение в 2,1 раза к 2010 году тарифов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, рост затрат на электроэнергию и ГСМ более чем на 15%, удобрений более чем в 1,5 раза, запчастей на 30% - 35%, кормов и кормовых добавок на 50% привело к значительному росту себестоимости производимого молока, который невозможно компенсировать за счет роста закупочных цен.

Исходя из расчетов Союза на основании данных Росстата и Министерства сельского хозяйства, валовое производство молока в России в 2010 году составило порядка 31,9 млн. тонн, из них 13,2 млн. тонн или 41,4% – это товарное молоко, произведенное для продажи. Объем производства молока в осеннее - зимний период (октябрь - апрель), в среднем составляет 6 млн. тонн. Считаем минимально целесообразным субсидирование товарного молока в зимний период в размере 1 рубля на литр, в таком случае, объем необходимых инвестиций составит 6 млрд. рублей.

На наш взгляд, такая форма поддержки послужит серьезной мотивацией для производителей молока к повышению качества и объемов производства молока, а также благоприятно скажется на снижении сезонности производства.

Хотелось бы отметить, что многие члены СОЮЗМОЛОКО считают, что только за счет прямого государственного датирования литра товарного молока в размере 3 - 5 рублей можно обеспечить безубыточность работы отрасли молочного животноводства.

В целях повышения поголовья скота СОЮЗМОЛОКО считает необходимым прямое субсидирование приобретения хозяйствами племенного скота (нетелей) - в том числе импортных и частичную компенсацию затрат по содержанию нетелей. А также считаем необходимым ввести условия поставки удобрений по аналогии с ГСМ, так как в себестоимости кормовых культур существенная часть - это удобрения, цены на которые за год выросли более чем на 50%.

5. Условия поставок на российский рынок молочной продукции из Беларуси: уполномоченные компании, биржевая торговля, соблюдение индикативных цен
Непрекращающиеся случаи демпинга белорусской молочной продукции на российском рынке свидетельствуют о том, что предпринимаемых Республикой Беларусь мер по предотвращению ввоза в Россию молочной продукции по ценам ниже индикативных не достаточно. Однако СОЮЗМОЛОКО неоднократно передавал детальную информацию о конкретных случаях демпинга на молочную продукцию в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Кроме того, факты говорят о том, что белорусская сторона намеренно затягивает решение вопроса об организации биржевых торгов молочной продукции через уполномоченные белорусской стороной компании на площадке ММВБ (НТБ, Россия), как механизма, способного рыночным образом упорядочить экспорт молочной продукции из Беларуси в Россию. Считаем необходимым организацию поставок сухих молочных продуктов, сыра, сливочного масла из Беларуси в Россию через уполномоченные белорусские компании с использованием механизма биржевых торгов на российской бирже

6. Баланс торговли с Республикой Беларусь. Смещение поставок сухого молока, масла и твердых сыров на осенне-зимний период
Согласованные российской и белорусской сторонами объемы поставок молочной продукции на 2011 год с разбивкой по кварталам выглядят следующим образом.
 
2011 г. тыс. тонн СОМ СЦМ концентрированное молоко сухая молочная сыворотка масло сливочное сыры и творог прочая мол. прод-я
I квартал 16,0 5,0 12,5 2,0 17,5 31,0 75,0
II квартал 16,0 5,0 12,5 2,0 17,5 31,0 75,0
III квартал 17,0 5,0 12,5 2,0 17,5 32,0 75,0
IV квартал 16,0 5,0 12,5 2,0 17,5 31,0 75,0
Год 65,0 20,0 50,0 8,0 70,0 125,0 300,0


Учитывая, что ежегодно в среднем по России в летние месяцы производство сырого молока возрастает на 30% , а соответственно, растет и производство сухого молока, масла, твердых сыров, целесообразным был бы перенос поставок аналогичной продукции из Республики Беларусь на осенне-зимний период, когда наблюдается дефицит, а не создавать гиперзатаренность российского рынка летом, что приводит к резкому снижению закупочных цен на сырое молоко отечественными переработчиками. СОЮЗМОЛОКО крайне озабочен возможностью повторения ситуации 2009 года, когда цены на сырое молоко упали в мае-июне до 6 - 7 рублей за кг сырого молока, и только меры Правительства по приостановке поставок сухого молока из Республики Беларусь позволили стабилизировать рынок и выйти к началу августа на закупочные цены 9 – 10 рублей за кг, что позволило спасти тысячи отечественных производителей молока.

СОЮЗМОЛОКО считает необходимым регулировать со стороны Правительства России ввоз стратегически важных молочных продуктов из Республики Беларусь (сухое молоко, масло, твердые сыры) в соответствии с сезонностью российского молочного производства.

7. Компенсация затрат на модернизацию и строительство
Считаем необходимым разработку новой государственной программы поддержки, которая бы предусматривала компенсацию части затрат на реконструкцию старых и строительство новых молочных комплексов.

Инвестиции в строительство и реконструкцию объектов, позволят в течение 5 - 8 лет увеличить производство сырого молока, но в настоящее время только за счет затрат на модернизацию его себестоимость выросла на 4 - 4,5 рубля на кг. Кроме того, на сегодняшний день краткосрочность кредитов и потери в результате засухи серьезно ограничивают объем инвестиций в модернизацию молочного животноводства. По расчетам СОЮЗМОЛОКО компенсация затрат в размере 15 - 20% от капитальных затрат послужит существенным стимулом для более активного инвестирования в молочное животноводство России, что в свою очередь благоприятно отразится на росте объемов производства товарного молока и сглаживании его сезонности.

8. Меры по стимулированию производства мяса-говядины
Рентабельность производства молока во многом зависит от стоимости мяса-говядины. С одной стороны, мясо-свинины на внутреннем рынке живым весом стоит дороже, чем мясо-говядины, хотя себестоимость производства мяса говядины существенно выше по объективным причинам. С другой стороны, развитие отечественного производства находится под постоянным прессом более дешёвых поставок импортного мяса, основной объём которого, поступает в виде блочного мяса, качество и натуральность которого крайне сложно оценить, но по нашему опыту является в большей степени второсортным.

В общей структуре производства мяса, отечественная говядина занимает 15-16% (а два десятилетия назад занимала 50%) и имеет тенденцию к дальнейшему падению. Немаловажной составляющей проблемы производства говядины, является состояние откормочных комплексов, основная их масса - мощностью от 2 до 20 тысяч скотомест, была построена 20-30 лет назад и помимо полного физического износа, существующие корпуса не соответствуют современным технологиям откорма скота и требуют существенной реконструкции, которая несет за собой большие финансовые затраты, на которые производители идут с большим трудом и в малом проценте, из-за отсутствия «длинных» денег. В тоже время, мы видим положительные результаты от осуществлённой государственной поддержки производства свинины и птицы.

Для поддержки производителей молока и повышения рентабельности мясо-молочного комплекса животноводства России, необходимо создать условия получения ими дополнительных финансовых средств от откорма бычков молочных пород, для чего рассмотреть вопрос об уменьшении квот на импорт мяса-говядины, увеличения внутриквотных пошлин на мясо-говядины с текущих 15%, но не менее 0,2 евро/кг до 25%, но не менее 0,6 евро/кг и поддержать несколько пилотных проектов по откорму бычков, под эгидой СОЮЗМОЛОКО, поощряя их развитие и субсидируя их финансирование.

9. Риски вступления в ВТО
Хотелось бы отметить, что в связи с вступлением в ВТО, неизбежно встаёт вопрос корректировки защитных мер и мер поддержки сельского хозяйства страны, так как существует два основных риска для аграрного сектора, связанных со вступлением России в ВТО. Это либерализация тарифного режима и фиксирование уровня господдержки аграрного сектора, в соответствии с требованиями стран-участниц ВТО. Основной риск – это либерализация тарифного режима. Например, адвалорная составляющая по многим позициям будет снижена. Переход на такую импортную пошлину для отдельных видов отечественной продукции фактически будет означать понижение уровня защиты нашего внутреннего рынка, поэтому уровень пошлин на переходный период и сам срок переходного периода по молочным продуктам должен быть пересмотрен. СОЮЗМОЛОКО готово предоставить предложения и обоснования по данному вопросу.

10.Изменение налогообложения
Важную роль в повышении инвестиционной привлекательности молочной отрасли и в ее дальнейшем развитии играет сбалансированная фискальная политика государства по отношению ко всем участникам процесса производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки. Невыгодные условия закупки сырья (молока, сахарной свеклы и др.) у сельхозтоваропроизводителей, применяющих льготные системы налогообложения, являются причиной, ускоряющей рост цен на продовольственные товары (хозяйства, применяющие ЕСХН, не являются плательщиками НДС, но, при этом, продают сырье по той же цене, что и плательщики данного налога). Для переработчиков это означает удорожание стоимости сырья, приобретенного у плательщиков ЕСХН, на 10%, так как в этом случае налог на добавленную стоимость превращается в налог с оборота. Для устранения данной проблемы считаем необходимым ввести НДС в ЕСХН, что сэкономит переработчикам молока 10%, а государство получит около 3% дополнительных платежей в бюджет.

12. Увеличение объемов финансирования экономически значимых региональных программ из Федерального бюджета на условиях софинансирования
По информации из регионов, многие из них запланировали программы поддержи местных производителей, направленные на увеличение объемов производства молока, в связи с чем, существует потребность в увеличении объемов финансирования экономически значимых региональных программ из Федерального бюджета на условиях софинансирования, а также в выделении субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат по приобретению племенного молодняка в размере 1,5 млрд. рублей на 2011 год.

13. Стимулирование биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией, в первую очередь зерном и молочными продуктами
В целях привлечения системных частных инвестиций в сельскохозяйственную отрасль и повышения эффективности государственной поддержки считаем необходимым реализовать систему страхования ценовых рисков на рынке сельскохозяйственной продукции и средств производства путем поддержки развития биржевой торговли.

Минсельхоз России и СОЮЗМОЛОКО подготовили запуск биржевых торгов молочной продукцией (механизм подходит и для торгов другой сельскохозяйственной продукцией) на Национальной товарной бирже, которая входит в группу ММВБ.
 
  • Для обеспечения ликвидности рынка считаем целесообразным:
  • разрешить экспортировать зерно (или другую биржевую сельскохозяйственную продукцию) купленное на бирже; 
  • разрешить импортировать только закупленную на бирже сельскохозяйственную продукцию;
  • предусмотреть обязанность продажи сельскохозяйственной продукции (не менее 50%) на бирже при получении государственной поддержки;
  • использовать биржевой механизм при создании специализированного фонда поддержки производителей продовольствия.

Таким образом, биржевая торговля сельскохозяйственной продукцией, как спот (наличный) рынок, так и производные инструменты (фьючерсы), будет полноценно дополнять формат МФЦ в г. Москве, над которым сейчас ведется активная работа по поручению Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации.

14. Увеличение финансирования сельских поселений
(развитие инфраструктуры, социальное развитие и др.)

15. Увеличение финансирование научного обеспечения молочной отрасли

С уважением,
Председатель Правления
А.Л.Даниленко