+7 (495) 650-45-26 info@souzmoloko.ru
30
августа
2013
Пресса о нас

СП: Эксперты обсудили проекты заключений счетной палаты на госпрограммы "агропродовольственного и природоохранного блока"

29 августа с. г. в Счетной палате под руководством заместителя Председателя Счетной палаты Валерия Горегляда прошло совещание, посвященное подготовке заключений контрольного органа на проекты Государственных программ Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы, "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы, "Воспроизводство и использование природных ресурсов", "Развитие рыбохозяйственного комплекса", а также Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Контроль за исполнением данных программ осуществляет направление деятельности Счетной палаты, возглавляемое аудитором Михаилом Одинцовым.

"Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, - отметила участвовавшая в совещании начальник инспекции Счетной палаты Виктория Лювалина, - это продолжение аналогичной госпрограммы, завершенной в прошлом году, и ориентирована она по большей части на достижение аналогичных индексов и показателей".

В новой программе, указала представитель Счетной палаты, по сравнению с предыдущей снижен с 4 до 2,5% среднегодовой показатель прогнозируемого роста объема производства сельхозпродукции, который принципиально важен для оценки результатов ее реализации. При этом фактический средний ежегодный рост составил за последние пять лет 3,4%. "Налицо риск недостижения основного результата госпрограммы - пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", - подчеркнула Виктория Лювалина.

Госпрограмма ставит задачу технической и технологической модернизации АПК, продолжала она, однако в ней отсутствует показатель, отражающий энергообеспеченностьсельскохозорганизаций, хотя в предыдущей он имелся. Более того, согласно новой госпрограмме за 2013-2020 годы планируется приобрести с господдержкой лишь 12,6 тыс. тракторов, 5,3 тыс. зерноуборочных и 1,3 тыс. кормоуборочных комбайнов, что заведомо не позволит обновить парк сельхозтехники.

Предусмотренный госпрограммой целевые показатели газификации села и обеспеченности сельского населения питьевой водой - соответственно 61,5 и 63% - явно недостаточны, подчеркнула Виктория Лювалина: "К тому же есть риск недостижения даже этих показателей. Ведь ежегодно из федерального бюджета на объекты газификации планируется выделять порядка 1 млрд. 100 млн. руб., и это на всю страну. То же и по объектам водоснабжения".

В госпрограмму включены и новые меры поддержки - субсидирование молочной отрасли и растениеводства. "По нашим расчетам, - отметила Виктория Лювалина, - эти меры компенсируют аграриям лишь 10% затрат. Этого опять-таки недостаточно в условиях постоянно растущих цен".

Улучшить доступ аграриев к рынкам сбыта в условиях дефицита инфраструктуры и растущей монополизации торговых сетей, считает начальник инспекции Счетной палаты, могло бы развитие сельской кооперации: "Однако новая госпрограмма вообще не предусматривает этого направления. Не разработана и соответствующая ведомственная программа".

Наконец, риски в госпрограмме, на взгляд Виктории Лювалиной, обозначены лишь формально: "Снижение инвестиционной привлекательности и рентабельности предприятий, банкротство малых и средних предприятий из-занизкой конкурентоспособности, сокращение рабочих мест, снижение доходов и уровня жизни на селе - все это не просто риски, а системные проблемы отрасли, требующие комплексной корректировки ожидаемых результатов госпрограммы и объема ресурсов, которые планируется затратить на их достижение. Вообще увеличение количества показателей и объемов финансирования аграрной госпрограммы - это еще не гарантия достижения ее целей. Как минимум нужно утвердить 5-8 системных показателей, соотнесенных с Доктриной продовольственной безопасности".

Как отметил вице-президент РАСХН Иван Ушачев, федеральным бюджетом в рамках госпрограммы выделены всего 2 млрд. руб. на развитие сельхозмашиностроения и 5 млрд. на обновление сельхозтехники. "Этого хватит на обновление 3-4% сельхозтехники, - заявил он. - Трактор тогда будет служить 20-30 лет вместо пяти. Но только он раньше развалится. Думаю, нужна отдельная подпрограмма развития сельхозмашиностроения". Недостаточны, по мнению вице-президента РАСХН, и предусмотренные программой объемы субсидирования закупок минеральных удобрений: "В России на гектар расходуется 40 кг минудобрений, это вдесятеро меньше, чем в странах Евросоюза. При этом Россия - мировой лидер по их производству, но большая часть производимого в стране объема минудобрений идет на экспорт. Нашему фермеру они не по карману". В новой госпрограмме, отметил Иван Ушачев, существенно сокращена господдержка развития мелиорации и борьбы с засухами. "Это опасная ошибка, увеличивающая риски недостижения программных показателей и индикаторов", - заявил вице-президент РАСХН.

В целом, по его оценке, предусмотренный госпрограммой объем субсидий позволит к 2020 году добиться лишь 3-4-процентного уровня рентабельности аграрной отрасли. "Инвестиционно привлекательным сельское хозяйство, как показывает практика, становится только с 25-процентного порога рентабельности", - резюмировал он.

Госпрограммой, отметил председатель правления Национального союза производителей молокаАндрей Даниленко, планируется за семь лет увеличить производство молока на 6 млн. тонн: "Эта цель априори невыполнима даже в идеальных условиях, при утроенном против нынешнего финансировании и жестким протекционистских мерах, - заявил эксперт. - В России просто нет столько коров". По его мнению, обсуждаемая госпрограмма демотивирует инвесторов молочной отрасли: "Инвестпроекты по производству молока окупаются в среднем за 15-лет. А кредиты, которые банки готовы предоставлять на эти цели, как правило, вдвое короче. Гос программа никак не решает эту проблему. Плюс налицо массовая задержка выплат госсубсидий на производство молока. Люди, набрав кредитов в расчете на субсидии, разоряются".

В госпрограмме развития рыбохозяйственного комплекса, заявил начальник инспекции Счетной палаты Сергей Антонов, отсутствует увязка показателей (индикаторов) с показателями стратегических документов развития отрасли и показателями региональных программ. Кроме того, достижение основных показателей госпрограммы обусловлено выделением дополнительных бюджетных ассигнований в размере 101,2 млрд. рублей. "При этом, - подчеркнул представитель Счетной палаты, - госпрограмма принята, когда основная ее отраслевая ФЦП не сформирована. Это прямое нарушение утвержденных Правительством Методических указаний по разработке и реализации государственных программ".

Как отметил заместитель председателя правления ассоциации "Государственно-кооперативное объединение рыбного хозяйства "Росрыбхоз" Виктор Зарайский, госпрограмма не предусматривает дальнейшего развития отрасли: "Она ориентирует на стагнацию. Рыбная отрасль инвестиционно привлекательна и лучше всего могла бы развиваться на деньги инвесторов. Однако финансирование из внебюджетных источников предусмотрено лишь на уровне 1,7 млрд. руб.".

Позитивной стороной программы назвал руководитель Морской программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Константин Згуровский предусматриваемый ею переход от моновидового к многовидовому промыслу рыбы и к глубокой переработке рыбного сырья. "При этом, - отметил эксперт, - в госпрограмме нечетко определены приоритеты развития отрасли. Не учтена проблема эффективности искусственного воспроизводства рыбной молоди. Оно нерентабельно, и лучше этими деньгами профинансировать охрану мест естественного нереста и воспроизводства. Кроме того, Росрыболовство постоянно откладывает принятие плана мероприятий по борьбе с незаконным рыбном промыслом, и госпрограмма в этом смысле не исключение. Наконец, в ней в принципе не рассматриваются меры по снижению негативного воздействия рыболовства на окружающую среду".

Госпрограмма "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы, отметил начальник инспекции Счетной палаты Виктор Огрызов, предусматривает рост текущих затрат предприятий на эти цели на 121%. При этом, подчеркнул он, итоги контрольных мероприятий Счетной палаты показывают, что соответствующие расходы, закладываемые предприятиями в свои производственные программы, выполняются в лучшем случае на 50-80%. Кроме того, в госпрограмме представлены только расчеты объемов финансирования по разделам и подразделам бюджетной классификации в разрезе мероприятий подпрограмм, а свод указанных данных в целом по госпрограмме отсутствует. "Это делает невозможным полноценный анализ финансовых показателей госпрограммы на предмет соответствия структуре расходов федерального бюджета, - отметил представитель Счетной палаты. - К тому же план реализации госпрограммы отдельным распоряжением Правительства до сих пор не утвержден".

Задача по воспроизводству минерально-сырьевой базы, реализация которой предусмотрена госпрограммой "Воспроизводство и использование природных ресурсов", по мнению Виктора Огрызова, не может быть выполнена в полном объеме, поскольку госпрограммой не определена потребность экономики страны в запасах минерального сырья. Рост объемов воспроизводства полезных ископаемых, в свою очередь, также не может быть достигнут без обоснования потребности в них на внутреннем рынке, отметил он: "Рост же их добычи предусматривается госпрограммой только в целях экспорта. Проще говоря, новая госпрограмма предусматривает сохранение сырьевой направленности экономики страны".

Налицо, полагает представитель Счетной палаты, крупные риски невыполнения госпрограммы "Воспроизводство и использование природных ресурсов", так как и ее финансовое обеспечение на 80% предусмотрено за счет частных инвестиций, и собственно ответственность за прирост запасов полезных ископаемых фактически возложена на недропользователей - частных инвесторов. "Что характерно, - отметил Виктор Огрызов, -эффективность реализации госпрограммы предлагается рассчитывать по отношению к затратам на геолого-разведочные работы не государства, а недропользователей, то есть опять-таки частных инвесторов. Иными словами, средства федерального бюджета, использованные на прирост ценности разведанных запасов полезных ископаемых, в этой формуле не учитываются".

Мероприятия госпрограмм "Охрана окружающей среды" и "Воспроизводство и использование природных ресурсов", полагает заместитель генерального директора Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР) Валентина Лопушкина, давно пора строить как инвестиционные проекты, предусматривая гибкие бонусы для управляющего ими профессионального менеджмента: "Это единственный выход. Потому что в профильных ведомствах слишком мало квалифицированных кадров".

К недостаткам госпрограммы "Развитие лесного хозяйства" начальник инспекции Счетной палаты Виктор Огрызов отнес, среди прочего, отсутствие резерва ресурсного обеспечения на случай возникновения крупных очагов вредителей леса, которое наблюдается сейчас в центральной России, или массовых лесных пожаров, имевших место летом и осенью 2010 года.

Кроме того, напомнил представитель Счетной палаты, исполнение полномочий Российской Федерации в области лесных отношений передано регионам и финансируется за счет федеральных субвенций: "Теперь главным распорядителем этих субвенций стал Минрегион России. Из госпрограммы неясно, остаются ли эти субвенции в ней или переходят в программу развития регионов, А ведь это главный вопрос финансирования охраны и защиты лесов".

По мнению замначальника инспекции Счетной палаты Елены Богдановой, необходимо принятие единой госпрограммы развития лесного комплекса, то есть лесохозяйства и лесопромышленности. Кроме того, отметила она, в обсуждаемую госпрограмму "Развитие лесного хозяйства" заложены ненадлежащие индикаторы, которые заведомо будут выполнены: "Это, например, сохранение лесных площадей. В России, независимо от госпрограммы, всегда было и будет много леса".

Директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Евгений Шварц, необходимо разделить ответственность за сохранность лесов между государством и арендаторами лесных массивов: "За арендованные леса пусть отвечают арендаторы - через страховые механизмы. Государство же должно финансировать только охрану и защиту неарендованных лесов".

"Три госпрограммы, основным исполнителем которых является Минприроды России, - резюмировал обсуждение заместитель Председателя Счетной палаты Валерий Горегляд, - относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Для эффективной реализации этих госпрограмм, а также стимулирования привлечения средств внебюджетных источников требуются дополнительные меры правового регулирования в сфере охраны окружающей среды, лесных отношений, воспроизводства и использования природных ресурсов, которые до настоящего времени Правительством не разработаны и не приняты". Характеризуя представленные на обсуждение госпрограммы, замглавы Счетной палаты отметил заметное улучшение заложенных в них систем приоритетов, а также инновационный характер некоторых из программ. Вместе с тем, подчеркнул он, в некоторых их рассматриваемых госпрограмм отсутствует единая система целевых индикаторов и показателей государственных программ на федеральном и региональном уровнях, а также меры государственного регулирования их реализации.

Предложения экспертов, подчеркнул, завершая совещание, Валерий Горегляд, будут обязательно учтены при подготовке докладов аудиторов Счетной палаты по профильным направлениям проекта федерального бюджета.


Счетная палата РФ (ach.gov.ru), Москва