11
ноября
2013
Пресса о нас

Дойный аппарат: как заработать на доставке фермерского молока

Компания "Живой Поток" стала посредником между фермерами и потребителями молока в городах. Как устроен ее бизнес?

"Три года назад мы провалились в убыток", - вспоминает совладелец двух крупных подмосковных молочных хозяйств и компании "Живой поток" Владислав Чебурашкин. За 2000-е годы в Подмосковье поднялось на ноги много бывших молочных колхозов, они закупили иностранное доильное оборудование и телок европейских высокоудойных пород. Выросла конкуренция, и цена молока с ферм, которое закупают комбинаты, упала до беспрецедентно низкой отметки - 10 рублей за литр (в середине 2000-х давали и 30 рублей).

В 2010 году торфяные пожары окутали столицу смогом. Жители, надышавшиеся воздухом, в котором концентрация угарного газа превысила предельно допустимую в 7 раз, вспомнили про молоко, способное выводить токсины. Пока врачи спорили о полезности для здоровья свеженадоенного (сырого) молока, москвичи забегали в поисках "деревенского эликсира", который стал быстро дорожать. И тут школьный друг и земляк Чебурашкина Иван Соломаха, отдыхавший в Италии, рассказал ему об увиденных там уличных автоматах по продаже молока с ферм. Устройства внешне напоминают советские автоматы с газировкой за 3 копейки. Однако молокомат (калька получилась с распространенного в Европе milkomat) - технологически более сложная конструкция. В ней есть холодильник, поддерживающий температуру 4 градуса, меняющийся каждый день танк с молоком, привезенный с фермы, купюроприемник, а иногда и витрина для сопутствующей молочной продукции - сметаны, творога и пр. Молокомат сначала выдает покупателю пустую стерильную бутылку, потом наливает в нее молоко. После каждой покупки кран обеззараживается струей горячего пара.

Чебурашкин и Соломаха решли вывести на российский рынок молокоматы как альтернативу стальным бочкам советского образца, к которым до сих пор на московских рынках выстраиваются огромные очереди.

Созданная партнерами в сентябре 2010 года компания "Живой поток" установила уже 40 молокоматов под брендом "А-Молоко" в Подмосковье, из них 90% - прямо на улицах: на платформах, в спальных районах и в оживленных местах, например на горнолыжном курорте Яхрома. Литр продается за 50 рублей (пакетированное молоко высокотемпературной обработки стоит в московских магазинах 30-70 рублей). За I полугодие 2013 года выручка "Живого потока" составила 50 млн рублей. В 2014 году планируется рост продаж на 20%, в том числе за счет расширения торговли молочными продуктами - сметаной, творогом, йогуртами, изготовленными на ферме из непроданного молока, забираемого из устройства вечером. "Пока идея реализована в 25% автоматов, но это удвоило выручку", - поясняет Чебурашкин. Старые автоматы продают примерно на 200 000 рублей в месяц, новые - на 360 000 рублей.

Компания "Живой поток" на 75% принадлежит братьям Чебурашкиным (Владиславу и Станиславу, в равных долях), на 25% - Соломахе. Поднимать подмосковное фермерское хозяйство семья Чебурашкиных (два брата и их отец Георгий) приехала из Норильска, где ей принадлежит несколько компаний по переработке отходов горного производства. Чебурашкины инвестировали в подмосковные колхозы накопленное и заемный капитал.

Вернувшегося в 2002 году с дипломом MBA из Бостонского университета Владислава семья бросила на сельское хозяйство. В совхозе "Смычка" (ныне "Васильевское"), расположенном в Сергиево-Посадском районе, было 3000 га непаханных полей и уменьшающееся стадо коров. Владели хозяйством несколько сотен пайщиков, у них семья и скупила паи. "На восстановление потребовалось 300 млн рублей и три года", - говорит Чебурашкин. Деньги пошли на покупку коров и бычков-производителей, а также окультуривание полей: качество молока зависит напрямую от корма. В 2004 году Чебурашкины заинтересовались еще одним колхозом - ООО "Дубна плюс" в 40 км от первого, уже в Дмитровском районе.

Сейчас у семьи два хозяйства (доли по 40% у братьев и 20% у отца), в них 4500 коров и 280 работников. Общие инвестиции в две фермы Чебурашкины оценивают в 600 млн рублей. В день фермы производят 35 т молока, из них 14% уходит в молокоматы, а 86% продаются "Вимм-Билль-Данну" (принадлежит PepsiCo) и через посредников - другим производителям. Закупочная цена сырого молока - 17-19 рублей за литр. "Если бы не молокоматы, фермы работали бы в ноль", - отмечает Чебурашкин.

После тестирования оборудования четырех поставщиков предприниматели выбрали итальянские молокоматы DF Italia. Уличный молокомат обходится в 1,2 млн рублей, а предназначенный для установки в помещениях - 850 000 рублей. Разница в холодильниках: например, на улице зимой должен быть предусмотрен нагрев. В "Дубна плюс" уже есть цех по обслуживанию автоматов и еще один - по производству молочных продуктов. С развозом молока по точкам справляются четыре грузовика. Весь проект "А-Молоко" обошелся, по словам Соломахи, примерно в 70 млн рублей.

"Молокоматы выгодны для фермеров, этот сегмент сейчас растет", - говорит председатель правления отраслевого союза "Союзмолоко" Андрей Даниленко. Но, по его мнению, потребители больше доверяют автоматам, установленным в продуктовых магазинах: есть с кого спросить. Соломаха, наоборот, считает самой выигрышной торговлю на улице: аппараты работают круглые сутки, привлекают внимание прохожих подсветкой, танки с молоком удобно подвозить ночью, да и аренда хорошего места в супермаркете обходится в 50 000 рублей в месяц (супермаркетам невыгодно сдавать места, где можно заработать с "полочных" продуктов), а на улице - максимум 20 000 рублей. Расходы в проекте распределяются так: 30% - себестоимость сырья, 40% - логистика, аренда и техобслуживание. Прибыль - 30% от оборота. Кто еще есть на этом рынке? Татарстанский многопрофильный холдинг "Красный Восток" установил молокоматы в казанских супермаркетах "Эдельвейс" (в этой сети 50 магазинов). Крупный игрок - московская компания Food Milk, владеющая четырмя молочными заводами и производством молокоматов, которые она поставляет за рубеж. У Food Milk 22 молокомата, в том числе в супермаркетах Spar, "Твой дом", "Магнит", "Пятерочка", вскоре они должны появиться в 20 магазинах сети "Азбука вкуса". Своих ферм у компании нет, она закупает молоко у производителей (в том числе на фермах Чебурашкиных). Молоко Food Milk, в отличие от "А-Молоко", в большинстве случаев оплачивают на кассе магазина, а не в автомате, что, как считает совладелец компании Карен Татинцян, помогает договариваться с руководством супермаркетов о сотрудничестве. Наличие молокомата в магазине, по его мнению, способствует росту продаж там же другой продукции Food Milk в 4-5 раз.

Количество молокоматов в Москве может вырасти в несколько раз: департамент торговли и услуг столичного правительства разработал проект "Вендинг", предусматривающий установку в 2013-2014 годах 20 000 торговых автоматов, в том числе и по продаже молока. Если город утвердит схему размещения нестационарных торговых объектов на улицах, Чебурашкины и Соломаха рассчитывают получить 50-100 новых точек, а Food Milk замахивается на 600.

Впрочем, этот бизнес нельзя тиражировать до бесконечности: покупка сырья у переработчиков рано или поздно вызовет рост цен. Чебурашкины настойчивы: сохранить и увеличить долю рынка они пытаются за счет собственного молочного завода, только что построенного рядом с дмитровской фермой.


Forbes.ru, Москва