17
июня
2014
Пресса о нас

Некачественных продовольственных товаров становится все больше

На продукты питания в среднем уходит 30% бюджета российских семей. У людей с высоким достатком (более 33 тысяч рублей) доля таких расходов составляет 25%, у граждан с низкими доходами (ниже 8 т. р.) - 48%. Чем ниже доход, тем большая его часть тратится на продукты. И, отдавая в магазине существенную часть своего заработка, россиянам не все равно, что они приобретают. Опросы общественного мнения показывают, что основная продуктовая проблема - это низкое качество товаров, с этим согласны 58% опрошенных. На высокую цену жалуется 44% респондентов, а 21% считает продукты, которые продаются в магазинах, небезопасными. О том, как решать эти проблемы, шла речь на "круглом столе" "От поля и фермы до прилавка: как формируются цены и качество отечественной продовольственной продукции".

Результаты контроля качества товаров в магазинах удручают. По материалам проверок ОЗПП "Общественный контроль" (СПб) из 10 образцов вареных колбас "Докторская" и "Молочная" во всех без исключения выявлен дефицит белка, компенсируемый влагой, в 4 образцах обнаружен избыток соли, в 1 образце - небезопасный влагоудерживающий компонент каррагинан. Большинство образцов сосисок содержали завышенное количество мясного сырья низкого сорта, выдавленного из костной массы. Из проверенных мясных консервов от половины до двух третей составил брак. Из 12 образцов рыбных консервов три непригодны в пищу вообще, 5 - крайне низкого качества, и только один образец полностью соответствует ГОСТу. Очень удивило проверяющих сливочное масло. Из 5 образцов в 3 молочного жира не оказалось вообще. Вместо него обнаружились более дешевые растительные жиры и избыточная влага. То же касается развесных сметаны и творога, выдаваемых за фермерские. Председатель правления Союзмолоко Андрей Даниленко говорит, что уровень фальсификата среди молочной продукции составляет 5-10%, а по маслу - доходит до 50%.

"Средний процент забраковки Роспотребнадзором разных продовольственных товаров, проверенных в розничной сети, в среднем равен пяти", - заявляет председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. При объеме розничного оборота товаров около 10 трлн руб. годовые потери потребителей от брака, не выявленного надзором, составляют 500 млрд руб. Это эквивалентно росту цен на 5%.

Надеяться, что рынок сам решит эти проблемы, не стоит. Потребители сегодня не способны самостоятельно оценить качество продуктов. Производство становится все сложнее, и выбрать хороший продукт по составу на этикетке невозможно. При этом торговым сетям торговать некачественным товаром выгодно. Продукты плохого качества попадают на прилавок, так как крупные сети отбирают поставщиков исключительно по отпускной цене. Таким образом, прибыль торговых сетей обеспечивается за счет экономии на качестве. При этом у ретейлеров нет стимулов контролировать качество продукции, а госнадзор с этой задачей не справляется. Заместитель начальника Управления санитарного надзора Роспотребнадзора РФ Геннадий Иванов считает, что на рынке сложилась такая ситуация, потому что необходимо уведомлять торговые точки о проверке. До прихода ревизоров с полок успевают убрать ненадлежащую продукцию. Поэтому сейчас речь идет об отмене этой нормы. Кроме того, государственный надзор должен перейти от плановых проверок к оперативному реагированию на случай причинения вреда здоровью и обращения потребителей. Поможет сократить нарушения и создание центра сравнительных товарных испытаний, укрепление кадрового и лабораторного потенциала госнадзора. Внимание также стоит уделить работе с общественностью, коммуникацию контролеров с потребителями поможет наладить создание ресурса для публикации обращений, полагают контролеры.

Низкое качество продукции совсем не гарантирует низкой цены. По данным Росстата, прирост цен на продовольственные товары за 2012 год составил 7,5%, за 2013 год - 7,3%, а за первые 4 месяца 2014 года уже 5,4%. На некоторые продукты цены снизились. Так, на яйца цена упала на 12%, гречку и растительное масло на 2-3%. На ряд продуктов, напротив, цена выросла: капуста на 72%, лук на 45%, картофель на 41%, морковь на 25%, сахар на 12%, мороженая рыба, молоко и творог на 8%. Однако не всегда следует верить оценке Росстата. Так, по его данным, цена на мясо птицы за 4 месяца в рознице подорожала на 0,3%. А по данным Российского птицеводческого союза, только в апреле отпускная стоимость поднялась почти на 10 руб. (15%). Рост цен спровоцировали производители колбасы, которые при растущих ценах на свинину стали заменять ее в своей продукции мясом птицы. Это создало дополнительный спрос и отразилось на ценах. Также с начала года вдвое выросли цены на овощи.

Много лет говорится о необходимости навести порядок в цепочке формирования цен на продукты. Основные споры возникают вокруг маржи ретейлеров, которые якобы получают сверхприбыль, в то время как производители терпят убытки. Но так ли это на самом деле? Петр Шелищ провел собственный анализ формирования цены и пришел к несколько другим выводам. Так, розничные цены складываются из: отпускной цены перерабатывающих предприятий, оборота посреднического звена и торговой надбавки организаций розничной торговли. В структуре розничных цен на 26 видов продовольственных товаров, учитываемой Росстатом, доля отпускной цены производителя выросла у 22, что опровергает расхожее представление о том, что в росте цен виноваты торговые сети.

К повышению цены у переработчика приводит удорожание сырья. Самая высокая доля сырья - в цене мясных продуктов (55-58%) и сливочного масла (58%), самая низкая - в мороженой рыбе (21%). "Доля расходов на сырье в розничной цене за последние годы выросла у 20 из 26 видов учитываемых Росстатом товаров", - говорит Шелищ.

Если посмотреть на долю расходов на производство, то в розничной цене хлеба она составляет 37%, молока - 27%, мороженой рыбы - 24%. При этом прибыль переработчика не так велика. В розничной цене мясных продуктов она колеблется от 1% (свинина) до 7-8% (мясо птицы, колбасы), рыбы - 8-11%, молока - 3,5%, сметаны и творога - 6%.

Если определить накрутки остальных звеньев, то доля посреднического звена в розничной цене муки пшеничной составит 25-30%, подсолнечного масла - 27%, рыбы живой и мороженой - 20-23%. А конечный продавец накручивает на цену продукта не так уж и много. Доля прибыли организации розничной торговли в цене макаронных изделий доходит до 9%, говядины, свинины, колбасы - 8%, мяса птицы, вареной колбасы - 7%, рыбы - 7-10%, молока и молочных продуктов - 5-6%.

От резких ценовых всплесков нашу страну может уберечь создание товарных запасов сырья и готовой продукции. Кроме того, можно создать механизм информирования потребителей о местах продаж товаров по лучшим ценам. Этим могут заняться сами продавцы товара, заинтересованные в реализации своей продукции. Петр Шелищ считает, что претворяя в жизнь эти идеи, можно добиться замедления темпов роста стоимости продуктов питания, однако надеяться на снижение цен не следует.


Российская Газета