21
октября
2015
Пресса о нас

Сырные нарезки проверят на контрафакт

Член Общественной палаты Павел Сычев предложил генпрокурору Юрию Чайке и главе Роспотребнадзора Анне Поповой массово проверить изготовителей сырных нарезок, не имеющих собственного молочного производства. По словам Сычева, который и ранее активно боролся с распространением санкционных продуктов, в рознице растет ассортимент сыров различных видов в нарезке. При этом изготовителем на упаковке указана компания-упаковщик — без каких-либо сведений о том, кем, где и когда произведен продукт. — В ходе проверок, проведенных мною в торговых сетях, выявлено огромное количество такой продукции. В исходной информации на упаковке такой продукции зачастую некорректно указаны фактические и юридические адреса компаний. При проверке выявлено, что у некоторых компаний по указанным адресам отсутствуют заявленные производственные площади, а некоторые адреса не существуют в принципе. Также фирмы, указанные на упаковках, не имеют права заниматься видами деятельности, связанными с производством и реализацией молочной продукции. Все вышеизложенные факты могут свидетельствовать о том, что данная продукция, возможно, незаконно ввезена на территорию нашей страны или незаконно изготовлена для дальнейшей реализации, а также представляет угрозу для жизни и здоровья наших граждан, — говорится в обращениях общественника в Генпрокуратуру и Роспотребнадзор (копии писем есть у «Известий»). Сычев убежден, что сокрытие информации о месте производства сыра нарушает право потребителя на получение достоверной информации о приобретаемом товаре. — Такая проблема существует. Компании, которые сами не занимаются производством сыра, а лишь нарезают и упаковывают его, не указывают, где и кем этот сыр произведен. Вопросы есть как к российским компаниям-фасовщикам, так и к нашим белорусским коллегам. Проверить, откуда их продукция, является ли она разрешенной ко ввозу, — практически невозможно, — подтверждает председатель правления национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко. По его словам, схема, когда закупленный сыр нарезается, перепаковывается и превращается формально в другой вид продукции, «сыр в нарезке», остается крайне удобной для недобросовестных компаний, которые хотят продавать контрабандный или же контрафактный (не соответствующий требованиям) продукт. Даниленко считает, что изготовителей нарезки следует обязать указывать происхождение сыра. По действующему законодательству перефасовщики не обязаны указывать происхождение товара, который подвергся переупаковке. То есть фактически, будучи порезанными на порции, сыр, мясо или рыба, фрукты или овощи превращаются в другой продукт, а его изготовителем становится та компания, которая произвела эту процедуру. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин констатирует, что если на упаковке указан адрес, куда потребитель может обратиться, если товар оказался опасным или некачественным, то все законные формальности соблюдены и неважно, сделала ли указанная компания сыр или только купила его. — Компания берет на себя юридическую ответственность за этот продукт, таким образом права потребителя остаются соблюдены. Что же касается информации о том, где переработали и получили молоко, где жила корова, то это уже из области маркетинга, — сказал защитник прав потребителей. По данным «Союзмолока», сыры в нарезке занимают от 5 до 10% рынка. — Мы пока с этим предложением никуда не обращались, так как нас больше беспокоит рост фальсификата и решение именно этой проблемы, — отметил он. Сегодня наказание за торговлю фальсификатом не превышает 50 тыс. рублей. Замглавы комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский в августе этого года анонсировал подготовку поправок, которые ужесточили бы ответственность как для изготовителей, так и для продавцов фальсификата. Но они до сих пор пока не были внесены на рассмотрение в Госдуму. Напомним, что Россельхознадзор предлагал уничтожать фальсификат так же, как санкционные товары. В октябре надзорная ветеринарная служба обнародовала данные о том, что 78,3% сыра, представленного в российской рознице как натуральный продукт, является фальсификатом с добавлением пальмового масла. Однако ведомство дало пояснение, что это результат исследования лишь 100 проб сыра. То есть говорить о том, что весь российский сыр не является натуральным, по этой выборке нельзя. Кстати, 20 октября Россельхознадзор объявил, что обнаружил в подмосковном Наро-Фоминске подпольный цех по производству сыра. В Роспотребнадзоре приводят иные данные по фальсифицированной молочной продукции: ее на российском рынке порядка 12%. А фальсификат в категории сыров и сливочного масла, по данным ведомства, составляет около 20%. В Роспотребнадзоре и Генпрокуратуре «Известиям» не смогли оперативно прокомментировать обращение из Общественной палаты.