14
марта
2017
Пресса о нас

Стакан молока на двоих

Российский рынок продуктов питания устроен весьма противоречиво. И с каждым годом в нем все больше разнообразных странностей и парадоксов в отношении всех производителей и поставщиков. И белорусские компании не стали исключением. Информационное пространство изобилует в отношении белорусской продукции различными сочными заявлениями. Но так ли уж мешает она развиваться российскому рынку? Об этом мы поговорили с Андреем ДАНИЛЕНКО, председателем правления Национального союза производителей молока «Союзмолоко» (Россия), руководителем комитета по агропромышленной политике Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

— Андрей Львович, какие тенденции сейчас отмечаются на российском молочном рынке? Он дефицитный или все же ощущается избыток продукции?

— На сегодняшний день Россия, однозначно, себя сырьем и, соответственно, готовой продукцией не обеспечивает. Дефицит составляет около 7 миллионов тонн молока в год. Значительную часть этого объема — по нашим оценкам, около 81% — закрывают белорусские производители.

В целом молочное производство у нас в стране в последние несколько лет стагнирует: нет ни бурного роста, ни значительного падения. Доля товарного молока в общем объеме сырья в последние годы планомерно растет, но по-прежнему много его производится на частных подворьях, и в переработку оно не попадает. В то же время меняется образ жизни, многие люди уже не хотят содержать скот, молочное поголовье в личных подсобных хозяйствах сокращается. Его необходимо замещать, наращивая мощности крупных современных комплексов. Наша ключевая задача в том, чтобы не допустить падения производства, сконцентрироваться на модернизации существующих и строительстве новых ферм. Только тогда перерабатывающие предприятия удастся обеспечить сырьем для переработки.

— Нередко приходится слышать: мол, белорусские производители демпингуют на российском рынке за счет высокого уровня государственной поддержки. Но в России тоже есть и федеральные, и региональные программы по поддержке сельского хозяйства. Да и газ, и электроэнергия достаются российским компаниям значительно дешевле. Насколько корректно говорить о ценовом беспределе со стороны наших производителей?

— Говорить о ценовом беспределе со стороны белорусских производителей я бы не стал. Перед каждым производителем стоит задача получить максимальную прибыль. Однако нельзя отрицать, что Беларусь обладает рядом объективных преимуществ, которые позволяют производить высококонкурентную по себестоимости продукцию. Во-первых, страна  с советских времен была аграрным регионом с развитым животноводством, в том числе и молочным. Во-вторых, в Беларуси давно существует системная программа поддержки сельского хозяйства. Ведь важен не только размер субсидий, но и их стабильность, четкие правила по доступу к ним. В нашем понимании этот фактор дает вам серьезные преимущества перед соседями. И мы только радуемся за коллег, что у них есть такие возможности. Россия тоже старается поддерживать своих аграриев. К сожалению, в работе отраслевых программ случаются досадные сбои, когда происходит задержка с выделением субсидий или вводятся новые серьезные обременения. Постоянно меняются правила получения поддержки, что оказывает негативное воздействие на развитие аграрной отрасли.

Национальный союз производителей молока всегда выступал за максимальную координацию отраслевой политики во всех государствах ЕАЭС. Мы полагаем, что необходимо вырабатывать общую систему взаимодействия, которая помогала бы прогнозировать не только размер господдержки, но и объемы производства, и цены. Несомненно, Беларусь — крупный поставщик продовольствия на российский рынок, партнер по Таможенному союзу, поэтому необходимо выстраивать взаимовыгодные партнерские отношения. Полагаем, что система индикативных цен себя полностью оправдала. «Союзмолоко» также выступает за введение закупочных интервенций: это самый справедливый и рыночный способ для формирования индикативных цен на внутреннем рынке.

— Получается, белорусский опыт целесообразно использовать в России для придания импульса в развитии молочного животноводства?

— В Беларуси есть большой положительный опыт, которому логично поучиться и перенять его.

— Возможно, есть смысл создания наднациональной ассоциации молочных производителей, чтобы предприятия могли находить общий язык по спорным моментам и не выносить их на уровень министерств или правительств?

— Мы с удовольствием поддержали бы создание такой единой структуры в рамках Таможенного союза, которая бы объединяла всех молочников. На такой площадке можно было бы эффективно решать множество вопросов. Не только ценообразования, но и технического регулирования, требований к качеству и безопасности продукции, формированию совместной экспортной стратегии за пределы ТС. Сотрудничество намного продуктивнее, чем конфликтные ситуации, которые, к сожалению, возникают достаточно часто.

— Но справедливо ли возникают претензии к белорусской продукции с точки зрения ее соответствия стандартам?

— Не в юрисдикции «Союзмолока» делать такие экспертные оценки: они должны быть подкреплены большим объемом исследований. В целом сегодня конкуренция обострилась, поэтому качество продукции постоянно повышается. В то же время на любом рынке присутствуют недобросовестные производители, где-то срабатывает человеческий фактор. И в России, и в Беларуси есть примеры, когда контрольные органы выявляют и наказывают своих производителей. Какой-то серьезной системной проблемы я не вижу.

— При таких положительных качественных трендах на российском рынке почему же столь активизировался Россельхознадзор? Причем его действия не всегда логичны не только по отношению к импортерам, но и собственным производителям...

— В отличие от Беларуси в России контролирующие полномочия разделены между двумя ведомствами. Сфера ответственности Россельхознадзора — качество и безопасность сырья, а Роспотребнадзора — готовой продукции. К сожалению, сегодня происходит дублирование функций, что крайне беспокоит российских производителей. Есть факты, когда проверки Россельхознадзора лежат вне его компетенции  либо результаты исследований очень спорны.

— Как действует в этой ситуации «Союзмолоко»?

— Мы обращаем на противоречия внимание и Россельхознадзора, и Министерства сельского хозяйства, и вице-премьера, курирующего аграрную отрасль. Союз активно взаимодействует с рабочей группой при правительстве, которая занимается анализом дублирования избыточных функций контролирующих ведомств. Очень хочется, чтобы эта проблема была решена. Пока же участники рынка при необходимости направляют жалобы на действия надзорных ведомств, иногда доходит и до судебных разбирательств.

— Иной раз приходится слышать, что белорусская корова чуть ли не отбирает кусок хлеба у российского крестьянина. Исходя из нашего разговора, получается, что производители двух стран могут вполне мирно сосуществовать?

— Совершенно верно, но производители должны уметь договариваться по основным, принципиальным вопросам. Сейчас за место на полке идет жесточайшая борьба, в которой важно не навредить друг другу. Лично я полагаю, что и перед белорусским, и перед российским АПК стоит одна цель — сработать с максимальным финансовым результатом, а не балансировать на грани убыточности, и для повышения эффективности логично создавать четкую систему взаимодействия отраслей в рамках Таможенного союза.