11
декабря
2014
Индекс RMCI

Китайский рынок становится все интереснее для стран-экспортеров молока

Китайский рынок становится одним из самых привлекательных для экспортеров молочной продукции, потерявших Россию как рынок сбыта. Спрос на молоко в этой стране растет такими темпами, что, похоже, в КНР хватит места и традиционным поставщикам - американским молочникам, и европейцам. Свое внимание на заокеанский рынок обратили даже Латвия и Украина.

Уровень экспорта молока из США в 2013 году достиг рекордного уровня в $6,7 млрд долларов именно благодаря растущей потребности Китая. По сообщению U.S. Dairy Export Council (USDEC) резкий скачок спроса со стороны Китая произошел в начале 2013 года: в январе прошлого года уровень экспортных поставок был на 35% выше, чем в январе 2012 года.

Соответственно, растут и цены в КНР. Согласно индексам рынка молочных продуктов Tetra Pak один галлон цельного молока (3, 78 л) в апреле 2014 года США продавали китайцам за $3,69, что на 7,5% больше, чем в апреле 2013 года. Аналитики Tetra Pak предсказывают, что уже через три года спрос на молоко превысит предложение, что сделает цены еще более высокими, прежде всего в Китае.

Но это вовсе не гарантирует безоблачное будущее молочной отрасли в США, в значительной мере ориентированной на экспорт в КНР, отмечают эксперты, так как рынок остается волатильным. Так только в течение августа 2014 года продажи в Китай упали на 24% - в какой-то момент, достаточно пополнив запасы, Китай приостановил импорт молока. Однако если рассматривать период с января по май 2014 года, то уровень продаж на 21% выше за тот же период прошлого года. Цены по-прежнему остаются на высоком уровне, что позволяет делать положительные прогнозы на будущее.

Растущий спрос на молочные продукты в Китае объясняется отчасти тем, что сыр и молоко – это относительно новые продукты для пищевого рациона китайцев и ассоциируются со здоровым образом жизни, отмечает менеджера Tetra Pak Тодд Шилк. Волна интереса к западной культуры захлестнула Китай, что и вызвало всплеск спроса к молокосодержащим продуктам. В связи с этим компании Baskin Robbins и Pizza Hut уже разрабатывают планы по расширению сети в Китае.

Исследования Tetra Pak показали, что наиболее потребляемым жидким молоком в Китае является ультра-пастеризованное молоко (около 76% из общего объема молока). Так молоко традиционной пастеризации пользуется гораздо меньшей популярностью, что может быть связано с относительно коротким сроком хранения продукта (5-15 дней).

Для того чтобы молоко стало ультра-пастеризованным, его быстро нагревают до сверхвысоких температур, а затем помещают в стерильную упаковку, продлевая тем самым срок годности до 1 года без хранения в холодильнике и использования консервантов. Традиционно самым популярным продуктом на экспорт в Азию было сухое молоко, однако в последние 15 лет ультра-пастеризованное молоко набирает популярность. Индексы рынка молочных продуктов Tetra Pak говорят о том, что с 2013 до 2016 совокупные темпы годового роста экспорта такого молока вырастут на 3,1%.

Ультра-пастеризованное молоко полностью отвечает требованиям транспортной инфраструктуры Китая, поскольку в стране достаточно сложно осуществить быструю доставку охлажденного молока. Уровень потребления ультра-пастеризованного молока вырос с показателя 18 млн фунтов (1 фунт=454 г) в 2010 году до 331 млн фунтов в 2013 году. По прогнозам USDEC к 2020 году эта цифра увеличится до 1,3 млрд фунтов. Ультра-пастеризованное молоко также позволяет использовать упаковку из вторичных материалов.

Росс Кристесон, вице-президент маркетинговых исследований и аналитики USDEC, отметил, что молоко с длительным сроком хранения – это «золотая жила» для молочных экспортеров США. «Молочная индустрия производит большие объемы ультра-пастеризованного молока ежегодно, - добавил специалист. - Китайские закупщики проявляют интерес к поставкам из США в стремлении удовлетворить растущий спрос на продукт».

Что касается рынка молока внутри США, то уже на протяжении десятилетий здесь наблюдается спад интереса к продукту. Некоторые нововведения, такие как органическое молоко, молоко с различными вкусами, а также с добавлением биоактивных добавок несколько увеличивали потребления продукта на определенный период времени. На волне этого тренда Coca-Cola, например, объявила о запуске собственного молочного бренда Fairlife с повышенным содеоржанием белка и пониженным - сахара.

Уровень продаж молока в 2013 году в США стал самым низким с 1984 года. Основная причина - американцы стали реже завтракать дома (именно утром они потребляли больше всего молока). Сейчас менее половины взрослых жителей США употребляют молоко в пищу. Число тех, кто пьет цельное молоко на половину меньше показателя 30 лет назад. Производители по-прежнему стремятся повысить уровень потребления в США при помощи инновационных технологий. Так, например, появление новых вкусов молока в Китае стремительно всколыхнуло уровень продаж.

Показатели рынка молочных продуктов Tetra Pak говорят о том, что в мире есть много перспективных территорий для молочной сферы, особенно это касается развивающихся стран. Так экспортные продажи Мексики только в августе 2014 года увеличились на 18%. Однако большинство американских производителей прежде всего нацелены на повышение уровня продаж в Китае, где цены продолжают стремительно расти.

Уровень производства молока в Китае по-прежнему не соответствует уровню спроса, отмечает Тодд Шилк из Tetra Pak. Молочная промышленность на протяжении многих лет была в КНР отстающей сферой и остается таковой. Со временем предприимчивые фермеры, возможно, и сократят отставание, но до тех пор Китай останется хорошим местом возможностей для экспортеров, подчеркивает эксперт. По словам председателя правления рижского молочного комбината - RPK, экспорт в Китай имеет большой потенциал, так как дефицит молока в этой стране оценивается в 11 млн тонн.

Производители, которые только выходят на рынок, смогут выстроить бренд с высокой лояльностью. Так, например, американские (Walmart, Costco) и европейские (Tesco, ALDI, Carrefour) торговые сети выходят на китайский рынок, приводя за собой партнеров из молочной отрасли.

Молоко как продукт питания в Китае Молоко не является культурной нормой в Китае. Почти все китайцы имеют лактозную непереносимость разных уровней, что делает безлактозные продукты обязательными для производства в стране, прежде всего на рынке детских товаров. Жители Китая любят молоко в индивидуальной упаковке. Большая часть молока, потребляемое в стране, имеет индивидуальную упаковку. Потребители пьют целую упаковку за один раз, предпочитая не хранить молоко в холодильнике. 70% молока доставляется на дом или продается в специализированных магазинах. В Китае самый большой в мире рынок молока с вкусовыми наполнителями. Китайские потребители в 2014 выпьют около 4,13 млн л такого молока, как сообщает Tetra Pak. Основным конкурентом по продажам молока с вкусовыми добавками в Китай для США является Новая Зеландия (самый большой экспортер молока в мире).

Источник: milknews.ru