04
октября
2012
Новости союза

О Проекте правил представления субсидий из федерального бюджета на 1 кг реализованного молока

Уважаемые коллеги!


На сегодняшний день активно обсуждаются различные варианты правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов России на 1 кг реализованного молока, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (далее – Государственная программа).

СОЮЗМОЛОКО считает целесообразным осуществлять распределение федеральных субсидий между всеми субъектами, имеющими поголовье коров пропорционально объему реализованного (товарного) молока сельскохозяйственными организациями (СХО), крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (КФХ) и личными подсобными хозяйствами (ЛПХ) высшего и первого сорта. При этом можно рассмотреть дифференцированный подход к уровню выделяемых дотаций в зависимости от сорта молока. Также важно обеспечить возможность получения федеральной господдержки непосредственно предприятиям, выполняющим критерии Государственной программы, независимо от выполнения показателей увеличения объемов производства субъектом Российской Федерации.

Однако Проект Правил предоставления упомянутых субсидий (в приложении), разработанный Департаментом животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Проект), вводит существенные ограничения для производителей молока по их получению:

  • субсидии будут предоставляться сельскохозяйственным товаропроизводителям: сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в целях финансовой поддержки их деятельности по производству товарного молока, на 1 кг молока, реализованного перерабатывающим предприятиям молочной промышленности;

  • субсидии будут предоставляться при условии сдачи молока не ниже высшего сорта с содержанием молочного жира в 2013 г. не ниже 3,6 процента и содержанием молочного белка не ниже базисных уровней, установленных в субъектах Российской Федерации, в 2014 г. – содержания молочного жира и белка соответственно не ниже 3,7 и 3,0 процента, в 2015 г. – содержания молочного жира и белка соответственно не ниже 3,7 и 3,1 процента, в 2016 – 2020 г.г. – содержания молочного жира и белка соответственно не ниже 3,8 и 3,2 процента;

  • субсидии будут предоставляться при условии выхода телят на 100 коров: в 2013 г. – не менее 74 голов, в 2014 г. – не менее 76 голов, в 2015 г. – не менее 78 голов, в 2016 - 2020 г.г. – не менее 80 голов, подтвержденных данными Федеральной службой государственной статистики за предыдущий год.

    Таким образом, Департамент животноводства и племенного дела устанавливает в Проекте ограничение по сортности, которые прямо противоречат Государственной программе, которая определяет выдачу субсидий на молоко высшего и первого сорта, что недопустимо. Отмечаем в этой связи, что в соответствии с Техническим регламентом на молоко и молочную продукцию, высший сорт молока законодательно необходим только для производства детского питания. Использование его при изготовлении социально значимых продуктов (молоко питьевое, творог, сметана) повысит их конечную стоимость и стоимость минимальной продуктовой корзины.

    Единая планка по содержанию белка и жира для всех регионов, по нашему мнению, некорректна, так как эти показатели зависят от многих факторов, в том числе от уровня продуктивности поголовья, породы КРС и от кормовой базы конкретного региона.

    Выход телят также не может являться критерием оценки эффективности производства молока. Как правило, он используется в случае оценки племенных хозяйств. Приоритетными критериями являются объем производства молока, его качество и себестоимость, а также ветеринарное здоровье животных. Концентрация усилий на показателе выхода телят может привести к снижению надоев на голову, и, соответственно, негативно влиять на экономическую эффективность предприятия. Кроме того, на сегодняшний день не существует методики для обеспечения прослеживаемости данного показателя, и такой учет не ведется в КФХ и ЛПХ).

    Помимо прочего вводится ничем не обоснованный дискриминационный запрет на получение федеральных средств для индивидуальных предприятий и ЛПХ.

    Одним из главных недостатков Проекта является полная непроработанность вопроса о системе контроля определения сортности товарного молока со стороны независимых аккредитованных лабораторий, что является сильнейшим коррупционным фактором при распределении субсидий.

    По предварительным оценкам СОЮЗМОЛОКО, в случае принятия Проекта в текущей редакции, подавляющее большинство производителей реализуемого (товарного) молока в регионах Российской Федерации не смогут получить субсидии из федерального бюджета.

    СОЮЗМОЛОКО просит оперативно проинформировать руководство Вашего региона о сложившейся ситуации и незамедлительно ходатайствовать Министру сельского хозяйства и Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации о необходимости концептуальной переработки Проекта.

    Также просим присылать свои комментарии по данному вопросу для формирования консолидированного мнения СОЮЗМОЛОКО с целью информирования Правительства Российской Федерации.

    С уважением,
    Председатель Правления
    А.Л.Даниленко

    Приложение


    Проект правил представления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1кг реализованного молока, предусмотренных подпрограммой «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.


    1. Настоящие правила определяют порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку 1 кг реализованного молока (далее субсидии), предусмотренную подпрограммой «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (далее – Государственная программа).

    2. Субсидии представляются сельскохозяйственным товаропроизводителям: сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее – сельскохозяйственные товаропроизводители) в целях финансовой поддержки их деятельности по производству товарного молока, на 1кг молока, реализованного перерабатывающим предприятиям молочной промышленности.

    3. Субсидии представляются бюджету субъекта Российской Федерации на условиях софинансирования при:

    а) реализации в субъекте Российской Федерации утвержденной региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., финансируемой бюджетом субъекта Российской Федерации и предусматривающей поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 кг реализованного молока;

    б) наличии нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок субсидирования производства товарного молока сельскохозяйственным товаропроизводителям, включающего перечень, периодичность представления и сроки рассмотрения документов, необходимых для получения указанных средств;

    в) недопущении снижения объемов производства молока по отношению к соответствующему периоду предыдущего года;

    г) обеспечения увеличения продуктивности коров по отношению к предыдущему году;

    д) обеспечении выхода телят на 100 коров: в 2013 г. – не менее 74 голов, в 2014 г. – не менее 76 голов, в 2015 г. – не менее 78 голов, в 2016 - 2020 г.г. – не менее 80 голов, подтвержденных данными Федеральной службой государственной статистики за предыдущий год.

    Примечание к п.п. в), г) и д): при невыполнении субъектами Российской Федерации указанных значений производства молока, продуктивности и показателей воспроизводства коров, сельхозтоваропроизводителей, выполняющих указанные требования, рекомендуется субсидировать из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территории которых они расположены.

    4. Средства на поддержку 1 кг реализованного молока, источником финансового обеспечения которых являются субсидии федерального бюджета, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям ежеквартально, исходя из объемов реализованного молока в предыдущем квартале, подтверждаемых Федеральной службой государственной статистики и молокоперерабатывающими предприятиями, при условии сдачи молока не ниже высшего сорта с содержанием молочного жира в 2013 г. не ниже 3,6 процента и содержанием молочного белка не ниже базисных уровней, установленных в субъектах Российской Федерации, в 2014г. – содержания молочного жира и белка соответственно не ниже 3,7 и 3,0 процента, в 2015 г. – содержания молочного жира и белка соответственно не ниже 3,7 и 3,1 процента, в 2016 – 2020 г.г. – содержания молочного жира и белка соответственно не ниже 3,8 и 3,2 процента.

    5. Для распределения субсидий между субъектами Российской Федерации применяется следующий порядок:

    5.1. Определяется доля субъекта Российской Федерации в общем объеме производства молока за предшествующий год по формуле:

    ДПм субъекта = Пм субъекта / Пм о,

    где:

    ДПм субъекта – доля субъекта в общем объеме производства молока

    Пм субъекта – производство молока субъекта Российской Федерации за предшествующий год, тыс. т.

    Пм о – общий объем производства молока в Российской Федерации, тыс. т.

    5.2. Определяется доля производства молока сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в общем объеме производства молока в каждом регионе за предшествующий год:

    ДП схо субъекта = Пм схо субъекта / Пм субъекта

    ДП кфх субъекта = Пм кфх субъекта / Пм субъекта,

    где:

    ДП схо, ДП кфх – доля производства по формам хозяйствования: сельскохозяйственных организаций, крестьянско-фермерских хозяйств, %

    Пм схо субъекта, Пм кфх субъекта – производство молока субъектом по формам хозяйствования

    Пм субъекта – производство молока субъектом хозяйствования в хозяйствах всех категорий.

    5.3. Прогноз производства молока по субъектам Российской Федерации определяется по формуле:

    ППм субъекта = ИПм * ДПм субъекта,

    где:

    ППм субъекта – прогноз производства молока субъектом Российской Федерации на планируемый год

    ИПм – индикатор объема производства молока Государственной программы на планируемый год

    ДПм субъекта – доля субъекта в общем объеме производства молока за предшествующий год

    5.4. Прогноз производства молока в каждом субъекте Российской Федерации на финансовый год по формам хозяйствования определяется по формулам

    ППм СХО субъекта = ППм субъекта * ДП схо субъекта

    ППм КФХ субъекта = ППм субъекта * ДП кфх субъекта,

    где:

    ППм СХО субъекта – прогноз производства молока в сельскохозяйственных организациях субъекта Российской Федерации

    ППм КФХ субъекта – прогноз производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах субъекта Российской Федерации

    ДП схо субъекта, ДП кфх субъекта – доля производства молока каждой формы хозяйствования в общем объема производства молока субъекта Российской Федерации;

    ППм субъекта – прогноз производства молока субъекта Российской Федерации

    5.5. Прогноз реализации молока сельскохозяйственными производителями субъекта Российской Федерации определяется умножением прогнозного объема производства молока на прогнозируемый уровень товарности по каждой форме хозяйствования:

    ПРм СХО субъекта = ППм СХО субъекта * Утсхо

    ПРм КФХ субъекта = ППм КФХ субъекта * Уткфх,

    где:

    ПРм СХО субъекта – прогноз реализации молока сельскохозяйственными организациями в субъекте

    ПРм КФХ субъекта - прогноз реализации молока крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в субъекте

    ППм СХО субъекта и ППм КФХ субъекта – прогноз производства молока сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в субъекте

    Утсхо и Уткфх – уровень товарности молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (на 2013 г. прогнозируется для СХО 93,2% , для КФХ - 61,5 %)

    Прогноз реализации молока субъектом Российской Федерации определяется путем суммирования прогнозируемых объемов реализации по сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам:

    ПРм субъекта = ПРм СХО субъекта + ПРм КФХ субъекта,

    где:

    ПРм субъекта – прогноз реализации молока субъектом

    Реализация молока (ПРм) в целом по Российской Федерации определяется как сумма прогнозов производства реализации молока отдельными субъектами федерации.

    5.6. Прогноз реализации молока высшего сорта по субъектам Российской Федерации определяется путем умножения прогноза реализации молока на долю реализации молока высшего сорта, сложившуюся за предшествующий год в каждом регионе (скорректированную на прирост доли молока высшего сорта по сравнению с предыдущим годом):

    ПРм субъекта выс = ПРм субъекта * Д выс,

    где:

    ПРм субъекта выс - прогноз производства субъектом молока высшего сорта

    Д выс – доля молока высшего сорта

    Реализация молока (ПРм выс) высшего сорта в целом по Российской Федерации определяется как сумма прогнозов производства реализации молока отдельными субъектами федерации.

    5.7. Размер субсидии на 1 кг реализованного молока, выделяемых из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, рассчитывается по формуле:

    С фед. /1 кг = С фед / ПРм выс ,

    где:

    С фед /1кг – размер субсидии на 1 кг реализованного молока высшего сорта, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;

    С фед – объем общих субсидий, выделенных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 кг реализованного молока

    ПРм выс – прогноз реализации молока высшего сорта в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах Российской Федерации

    5.9. Объем субсидий каждому субъекту Российской Федерации на реализацию молока высшего сорта сельскохозяйственными и крестьянско-фермерскими хозяйствами (Ссубъекта/1кг) определяется умножением размера субсидии на 1 кг реализованного молока на прогнозный объем реализованного молока высшего сорта субъектом федерации:

    С субъекта/1кг = С фед./1кг * ПРм субъекта выс,

    где:

    С субъекта/1кг – объем субсидий, выделенных из федерального бюджета каждому субъекту Российской Федерации на реализацию молока сельскохозяйственными и крестьянско-фермерскими хозяйствами;

    С фед./1кг – размер субсидии, выделенных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в расчете на 1 кг реализованного молока высшего и первого сорта в среднем по стране.

    ПРм субъекта выс – объем реализации молока сельскохозяйственными организациями и крестьянско-фермерскими хозяйствами субъекта федерации.

    6. Предоставление субсидий осуществляется на основании заключенного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее уполномоченный орган), соглашения о порядке предоставления субсидии.

    Форма соглашения утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

    Основанием для заключения соглашений служат расчеты, выполненные в соответствие с п. 5 настоящих правил.

    7. Размер уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий определяется по формуле:

    Усубъекта = Уср / РБОсубъекта

    где:

    Усубъекта – уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации;

    Уср – средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий, определяемы в соответствии с правилами предоставления субсидий;

    РБОсубъекта – уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. №670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации».

    Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 5 процентов расходного обязательства.

    8. Перечисление средств, предусмотренной субъекту Российской Федерации субсидии осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствие с установленными сроками.

    В целях определения объема перечисления средств, предусмотренной субъекту Российской Федерации субсидии, уполномоченный орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заявку на перечисление субсидии по форме в установленные сроки.

    9. Перечисление субсидий в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на основании заявок, указанных в пункте 8 настоящих правил.

    10. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, осуществляются в порядке, устанавливаемом бюджетным законодательством Российской Федерации.

    11. Уполномоченный орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации следующие документы:

    а) выписка из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, подтверждающая включение в бюджет субъекта Российской Федерации средств на финансирование поддержки на 1 кг реализованного молока – в срок, который устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

    б) отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, - по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

    в) отчет о достижении значений показателей эффективности использования субсидии, предусмотренных соглашением, - по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

    12. В случае если размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на 1 кг реализованного молока не позволяет обеспечить установленный для субъекта Российской Федерации уровень софинансирования, размер субсидии подлежит уменьшению с целью обеспечения соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся бюджетные ассигнования перераспределяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий в соответствии с настоящими правилами.

    13. Эффективность расходов оценивается ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании целевых показателей, характеризующих реализацию мероприятий подпрограммы (прирост производства молока и молочных продуктов), определенных в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012г. № 717.

    14. Неиспользованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидий подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков субсидий, в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

    В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

    15. Распределение общего размера субсидий (из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации) на 1 кг реализованного молока между сельскохозяйственными товаропроизводителями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами осуществляется по аналогичной методике, принятой для предоставления субсидий федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

    16. В случае несоблюдения уполномоченным органом условий предоставления субсидий соответствующая информация направляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации с предложением о приостановлении предоставления субсидии для принятия соответствующего решения в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

    17. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведений и целевое использование субсидий возлагается на уполномоченные органы.

    В случае нецелевого использования субсидия подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    18. Контроль за соблюдением уполномоченными органами условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

    http://www.mcx.ru/documents/document/show/20049.285.htm