Итоги заседания Правления Национального союза производителей молока СОЮЗМОЛОКО 23 мая 2013 года
23 мая состоялось заседание Правления Национального союза производителей молока СОЮЗМОЛОКО. В совещании принял участие директор Департамента животноводства и племенного дела В.В. Лабинов.
Текущую ситуацию в отрасли участники совещания оценили как критическую.
1. За время реализации Государственной программы развития сельского хозяйства с 2008 года производство молока в России даже по официальным данным Росстата сократилось с 32,4 млн. тонн до 31,9 млн. тонн. Молочное скотоводство – единственная отрасль, показавшая отрицательную динамику. За аналогичный период производство свинины выросло более, чем в 1,3 раза, птицы – почти в 2 раза, экспорт зерновых вырос с 14 до 23 млн. тонн.
2. При этом, доля молока направленного в переработку составляет не более 50% от официальных данных по производству сырого молока, то есть не более 15-16 млн тонн (по консервативным оценкам – 13 млн. тонн). Ответа на вопрос, где используется еще 16 млн. тонн молока, статистика не дает. Наиболее вероятно – это приписки и личное потребление. Для сравнения, в развитых странах соотношения произведенного и переработанного молока составляет от 85% до 100%.
3. Засуха 2012 года привела к резкому росту стоимости кормов и, как следствие, росту себестоимости производимого молока. При этом отпускная цена на сырое молоко находится на уровне конца 2011 – начала 2012 года. В результате, с 1 июля 2012 года ежеквартальное снижение поголовья коров составляет 1%. На 1 апреля 2013 года поголовье сократилось до уровня двухлетней давности. Наиболее тревожная тенденция – сокращение за последний год почти на 100 тысяч голов поголовья коров в сельхозорганизациях, производящих львиную долю товарного сырого молока.
4. Снижение поголовья автоматически привело к снижению объемов производства сырого молока: на 1 апреля 2013 года (во всех категориях хозяйств) производство снизилось по сравнению с аналогичной датой прошлого года на 4% (-260 тыс. тонн). Аналогичное падение было зафиксировано в сельхозорганизациях и хозяйствах населения.
5. В результате, по словам участников рынка растет дефицит молока. Косвенным подтверждение данной тенденции является снижение производства «молокоемких продуктов» на фоне общего роста производства цельномолочной продукции. По сравнению с прошлым годом (на 1 апреля) произведено на 2,5% меньше сливочного масла, на 11,3% сыра.
6. Хронический дефицит молока покрывается импортом и фальсификатом. Объемы поставок импортной молочной продукции за год выросли в пересчете на молоко более, чем на 500 тысяч тонн и составили в 1 квартале 2013 года почти 2 миллиона 200 тысяч тонн. Наибольший показатель роста объемов поставок у сухого обезжиренного молока (+110,5%), сухой сыворотки (+35,4%), сливочного масла (+30,7%), сухого цельного молока (+22,7%), сыров (+19,1%), молока и сливок (+18,1%).
7. Устойчиво растет импорт молочной продукции из Республики Беларусь. При этом по словам экспертов, тенденция последнего года – диспропорция между сырьевой базой, имеющейся в Республике, и объемами внутреннего потребления и экспорта молочной продукции из Белоруссии. Эксперты оценивают как высоковероятные факты появления на российском рынке фальсифицированной белорусской молочной продукции.
8. Рост фальсифицированной молочной продукции в результате дефицита молока становится все более серьезной угрозой для российского рынка. Качественные молочные жиры заменяются дешевыми и вредными для здоровья растительными жирами, в том числе, пальмовым маслом. Особенно это характерно для небольших переработчиков, не имеющих стабильной сырьевой базы. По консервативным оценкам экспертов, сейчас объем фальсифицированных молочных продуктов на рынке составляет около 4 млн. тонн или 10% от объема потребления. В результате анализа закупленных образцов молочной продукции, проведенного СОЮЗМОЛОКО, выявлено, что 48% молочных товаров не соответствуют информации, заявленной на этикетках. Материалы с результатами проверок направлены в Роспотребнадзор, в Федеральную Антимонопольную Службу Российской Федерации, а также предприятиям-нарушителям.
9. Негативное влияние на отрасль оказало вступление в ВТО. Снижение прямой государственной защиты и поддержки отрасли при присоединении к этой организации не были компенсированы другими мерами, а формальное увеличение субсидирования по одним направлением (например, повышение субсидий на литр произведенного молока) сопровождалось снижением поддержки по другим направлениям (субсидирования ставок по кредитам). Таким образом, государственная поддержка молочной отрасли стала ниже, чем была в предыдущем периоде и существенно ниже, чем в других странах, что привело к снижению ее конкурентоспособности.
10. Очередное снижение (в соответствии с условиями вступления России в ВТО) уровня таможенно-тарифной защиты в августе 2013 года, постепенная отмена квот на производство молока в Евросоюзе и предусмотренное увеличение прогнозного баланса спроса и предложения молочной продукции Союзного государства на 2013 год, не добавляют производителям и переработчикам молока оптимизма.
Сложившаяся в отрасли ситуация негативно сказывается на инвестиционной привлекательности молочной отрасли и, прежде всего, молочного скотоводства.
Инвесторы отказываются от реализации новых проектов в молочном скотоводстве и приостанавливают реализацию уже начатых. Даже при условии максимальной государственной поддержки, окупаемость проектов составляет не менее 15 лет, внутренняя норма доходности – находятся на уровне, неприемлемом для инвесторов. Для сравнения в птицеводстве и свиноводстве период окупаемости редко составляет более 6-8 лет.
Необходимо принять кардинальные меры по исправлению ситуации. В противном случае, задача по производству 38 млн тонн молока к 2020 году и выполнение показателя по самообеспечению молочными продуктами на уровне 90%, представляется нереализуемой.
По результатам Правления, Национальный союз производителей молока предлагает реализовать комплекс срочных мер по недопущению негативного сценария развития ситуации в отрасли.
1. Увеличение объемов субсидирования на 1 литр произведенного товарного молока. Для обеспечения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства и обеспечения устойчивого роста объемов производства сырого молока, объем государственной поддержки из федерального бюджета должен составлять не менее 3-5 рублей на литр в зависимости от региона, при условии софинансирования со стороны региональных бюджетов. В этом случае, окупаемость проектов в молочном скотоводстве в среднем не будет превышать 8-10 лет, что оптимально для отрасли. Выделенных в этом году 10 млрд. рублей на эти цели явно недостаточно.
2. Изменение принципов субсидирования на 1 литр товарного молока. Принятая с 2013 года практика дифференцированного субсидирования молока высшего и первого сорта адекватна для ситуации профицита молока на рынке. К сожалению, в ситуации дефицита это приводит к фальсификации сортности со стороны производителей и переработчиков. Конкретные примеры были представлены на совещании компанией Danone. При этом система независимого контроля за качеством просто отсутствует – в результате выделяемые государством деньги используются неэффективно.
Еще одним негативным последствием действующего механизма является то, что при резком росте на уровне региона производства молока высшего сорта (что сейчас и происходит в ряде регионов) на фоне зафиксированного объема поддержки по сортам, объем поддержки производства молока 1 сорта может быть больше, чем высшего, что демотивирует производителей качественного молока.
Для исправления ситуации необходимо принять практику равного субсидирования 1 литра товарного молока вне зависимости от сорта. Это позволит даже в ситуации дорогих кормов обеспечить производителям качественный рацион питания животным, что будет способствовать повышению качества молока и упростит механизм контроля объемов реализации молока, то есть товарности.
Стимулирование производителей к увеличению объемов производства молока высшего сорта должно происходить за счет рыночных механизмов. Переработчики закупают молоко высшего сорта на 15-20% дороже, чем 1 сорт. Это достаточная премия для повышения качества сырого молока.
3. Исключение из критериев для предоставления субсидий такие показатели как жирность, содержание белка, выход телят. Аналогичных критериев нет ни в одной отрасли – ни в птицеводстве, ни в свиноводстве. Эти критерии не имеют прямого отношения в росту валовых объемов производства, необходимо их исключить.
4. Разрешить для субсидирования производство молока, реализованное производителями через Управляющие компании и кооперативы, а не только напрямую переработчикам. Практика использования Управляющих компании и кооперативов позволят эффективно выстраивать логистические цепочки и оптимизировать затраты, формировать более прозрачные и понятные правила на рынке сырого молока, поэтому действующий механизм является дискриминационным.
5. Обеспечить субсидирование 15-летних кредитов на молочное скотоводство как это предусмотрено в Государственной программе 2013-2020 в части мяса КРС и пролонгировать существующие инвестиционные кредиты до 15 лет с сохранением субсидирования. В настоящее время соответствующие предложения подготовлены Министерством сельского хозяйства и находятся на согласовании.
6. Своевременное доведение средств государственной поддержки до сельхозпроизводителей. По словам участников совещания, средств выделенных на субсидирование инвестиционных кредитов в 2013 году хватит только на 2,5 квартала. По «коротким» кредитам ситуация еще сложнее. В ряде регионов не получены средства государственной поддержки за прошлый год. Ситуация требует кардинального изменения. При этом, по словам Президента СОЮЗМОЛОКО А.Н. Хайрулина, Минсельхоз ни разу не обращался в Аграрный комитет Государственной Думы с просьбой поддержать Министерство в вопросе увеличения финансирования отрасли, в том числе по молочному скотоводству. Необходимо увеличение объемов финансирования отрасли и оптимизация системы планирования субсидий с целью недопущения ситуации с неполучением средств государственной поддержки и банкротством предприятий.
7. Необходимо унифицировать подходы к анализу экономики молочного производства в соответствии с лучшими мировыми практиками. Во многих вопросах, связанных с анализом финансово-экономического положения сельхозпредприятий, это позволит избежать «изобретения велосипеда» и оптимизировать принципы и объемы государственной поддержки с учетом мирового опыта.
8. Разработать отраслевую программу развития молочной отрасли и учесть в ней сформулированные выше предложения, а также потенциал развития переработки и логистической инфраструктуры. Базовым принципом для разрабатываемой федеральной программы должна стать формула «5 х 8 = 40». Это означает, что при размере субсидии на 1 литр товарного молока в объеме 5 рублей со стороны федерального бюджета (плюс региональная поддержка) окупаемость проектов в молочном скотоводстве составит около 8 - 10лет, что позволит к 2020 году выйти на объемы производства сырого молока не менее 38 млн. тонн. Будут выполнены показатели Доктрины продовольственной безопасности и Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года.
В противном случае, без кардинальных изменений и принятия долгосрочной программы развития отрасли, невозможен будет не только рост производства, но даже сохранение текущего уровня производства – 32 млн. тонн, в отрасли продолжится падение валовых объемов производства.
На Правлении также были обсуждены вопросы, связанные с реализацией программы «Здоровое питание» и приняты новые члены в состав Национального союза производителей молока СОЮЗМОЛОКО.