23
сентября
2019
Новости союза

Союзмолоко просит сопоставить расходы на маркировку с финансовой выгодой от ее введения в рамках эксперимента

Положительный результат от введения маркировки молочной продукции с финансовой точки зрения должен быть сопоставлен с затратами бизнеса в ходе проведения государством анализа целесообразности. С просьбой учесть такое мнение молочной отрасли при проведении эксперимента по маркировке обратился Национальный союз производителей молока (Союзмолоко). Письма были направлены союзом главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву и главе Минпромторга Денису Мантурову.
 
По мнению союза, положительным результатом эксперимента, который будет свидетельствовать о реальной необходимости введения маркировки в отрасли, должно считаться существенное сокращение объемов незаконного оборота молочной продукции, повышение собираемости налогов и пошлин, а также контроль конкурентной среды. Именно эти цели были указаны в Концепции создания системы[1].
 
Однако сегодня в рамках подготовки к эксперименту, старт которого был запланирован еще на 15 июля 2019 года, обсуждаются методические рекомендации, в которых критерием успешности эксперимента указана лишь техническая возможность нанесения data-matrix кодов на упаковку продукции. В текущей версии не принимаются во внимание затраты бизнеса на введение системы и давление на себестоимость молочной продукции, что Союзмолоко считает неприемлемым.
 
Одновременно для молочной отрасли в 2019 г. будет завершено внедрение системы “Меркурий”, решающей те же задачи прослеживаемости, что и система маркировки. “Мы считаем важным закрепить, что при анализе целесообразности введения по сути дублирующей системы маркировки нужно учитывать только тот вклад в снижение объемов нелегального оборота молочной продукции и достижение других целей, который введение системы маркировки даст дополнительно к эффекту, ожидаемому от полноценного внедрения системы прослеживаемости на базе ФГИС «Меркурий»”, - подчеркнул генеральный директор Союзмолоко Артем Белов.
 
Только такой подход, по мнению главы союза, позволит объективно оценить целесообразность внедрения столь дорогостоящей системы для бизнеса. По предварительным оценкам Союзмолоко, совокупные единовременные инвестиции составят для отрасли около 25 млрд рублей, а ежегодные затраты – около 20 млрд рублей. При этом чистая прибыль всей отрасли, по оценкам Росстата, составила в 2018 г. 35 млрд руб. В условиях продолжающегося на протяжении пяти лет снижения доходов населения рост себестоимости молочной продукции крайне негативно скажется как на рынке в целом, так и на уровне потребления такой социально значимой группы товаров.
 




Справочно:
 
Молочная продукция была включена в Перечень отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, распоряжением Правительства РФ от 13.07.2019 № 1533-р с указанием, что срок введения обязательной маркировки будет определен по результатам эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации, утвержденного постановление Правительства РФ от 29.06.2019 № 836 вместе с "Положением о проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации".
 
Анализ целесообразности не был представлен и обсужден с представителями бизнес-сообщества до выхода Распоряжения. Однако проведение анализа целесообразности предусмотрено пунктом «б» части 2 Положения в качестве одной из целей эксперимента. Также в соответствии с частью 2 статьи 3 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (заключено в г. Алматы 02.02.2018), анализ целесообразности должен включать сведения о результатах, ожидаемых государством-членом от введения маркировки; иными словами - ожидаемые результаты или ожидаемый уровень достижения целей введения обязательной маркировки товаров средствами идентификации.
 
 
О Союзмолоко:
 
Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) является общественной некоммерческой организацией, созданной в 2008 году для представления и защиты интересов производителей и переработчиков молока в органах государственной власти, общественных и международных организациях.
 
Целью Союзмолоко является создание и обеспечение экономически выгодных условий для производства и переработки молока, стимулирование повышения качества и эффективности работы молочной отрасли России.
 
В состав Союзмолоко входит около 200 компаний, которые производят молоко и молочную продукцию, а также технику, технологии и готовые решения для ферм, корма, упаковочные материалы и ветеринарные препараты для отрасли. Членами союза являются такие лидеры индустрии, как “ЭкоНива”, “Агропромкомплектация”, “Молвест”, “КОМОС Групп”, Valio, Hochand, Danone, “Вимм-билль-данн”, Campina, Концерн “Детскосельский” “ЭФКО”, “Слактис”, OLAM, “Дамате” и многие другие.
 
 
[1] Концепция создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров