26
сентября
2019
Новости союза

Союзмолоко глубоко возмущен игнорированием законодательных норм при введении маркировки

В ходе состоявшегося 25 сентября заседания Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции был одобрен проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении готовой молочной продукции в список товаров для обязательной маркировки, которая должна будет начаться 1 июня 2020 года
 
Для оценки необходимости введения обязательной маркировки для конкретной группы товаров международными договорами (ЕАЭС) и законодательством РФ предусмотрено проведение анализа целесообразности. Союзмолоко глубоко возмущен полным игнорированием законодательных норм для оценки введения еще одной системы прослеживаемости.
 
Так, запланированный к старту 15 июля эксперимент по маркировке молочной продукции по факту не был начат. Методические рекомендации к проведению эксперимента не утверждены и не согласованы ни с Министерством сельского хозяйства РФ, ни с бизнес-сообществом.
 
По предварительным оценкам, совокупные единовременные инвестиции молочных заводов составят около 25 млрд руб, а ежегодные затраты – около 20 млрд руб. При этом чистая прибыль отрасли за 2018 год составила 35 млрд руб. В то же время целью маркировки обозначается борьба с контрафактом, доля которого на молочном рынке составляет 0,01%.
 
Кроме того, с 1 июля 2019 года осуществляется внедрение системы прослеживаемости молочной продукции от «поля до прилавка» на базе ФГИС Меркурий. Технологических решений по заявленной ранее интеграции системы маркировки и ФГИС “Меркурий” не разработано, что означает для отрасли работу в интерфейсах двух систем.
 
В связи с этим, введение обязательной маркировки молочной продукции дополнительно к уже внедряемой системе прослеживаемости может стать избыточной мерой противодействия нелегальному обороту продукции. Внедрение одновременно двух систем прослеживаемости для социально значимой отрасли, характеризующейся сложными бизнес-процессами, станет двойным обременением для молочных предприятий и рынка, и, в конечном итоге, потребителя.
 
Союзмолоко намерен отстаивать интересы молочного сектора и потребителей и добиваться оценки целесообразности внедрения маркировки. Союз уверен, что принятие решение об обязательности маркировки молочных продуктов, согласно обязательствам России в ЕАЭС, возможно только после оценки затрат бизнеса и подведения итогов эксперимента.
 
 
 
 
 
Справочно:
 
Проведение анализа целесообразности предусмотрено несколькими правовыми актами. Согласно части 2 статьи 3 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (заключено в г. Алматы 02.02.2018, вступило в силу 29.03.2019), Совет Комиссии принимает решение о введении маркировки товаров в рамках ЕАЭС, в том числе на основании представленного в Евразийскую экономическую комиссию анализа целесообразности. Кроме этого, в Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров (далее – Концепция), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.12.2018 N 2963-р, установлено, что одним из ключевых принципов организация процессов маркировки и прослеживаемости движения товаров является «введение обязательной маркировки товаров средствами идентификации на основе анализа целесообразности ее введения в отношении конкретной группы товаров». Тот же принцип закреплен в пункт «а» части 2 Модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 791-р. Таким образом, перед введением обязательной маркировки средствами идентификации необходимо проведение анализа целесообразности.