В Минсельхозе России прошло совещание по вопросу введения маркировки молочной продукции
Члены Национального союза производителей молока (Союзмолоко) приняли участие в совещании по вопросу обсуждения результатов эксперимента по маркировке отдельных видов молочной продукции, которое состоялось в Минсельхозе России 10 марта 2020 г.
В соответствии пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. № 836 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации» Министерству сельского хозяйства Российской Федерации поручено обеспечить координацию и мониторинг работы участников оборота отдельных видов молочной продукции, участвующих в эксперименте.
В феврале 2020 года Союзмолоко собрал отзывы участников эксперимента и других производителей молочной продукции, которые предприняли обследование производственных площадок совместно с поставщиками оборудования и/или тестирование технологий цифровой маркировки, о ходе и результатах эксперимента.
На основании ответов производителей Союзмолоко пришел к выводам, что в ходе эксперимента не удалось выявить оптимальной технологии нанесения кода ни для одной упаковки. При этом по результатам осмотров производственных площадок было выявлено, что переоборудовать необходимо все производственные линии предприятий, а отдельные линии требуется полностью заменить, переместить в другое помещение или существенно изменить конструкцию.
В отношении отдельных типов продукции/упаковки установлена невозможность нанесения кода, либо производители не гарантируют сохранения свойств продукции в случае маркировки. Поставщики оборудования для производства молочной продукции прекращают срок гарантии в случае изменения конструкции линии (дооснащение оборудованием для маркировки). Тестирование иных операций, необходимых для функционирования системы маркировки в необходимом объеме не проводилось.
По мнению Союзмолоко, не были достигнуты основные цели эксперимента. В том числе не был проведен анализ целесообразности введения обязательной маркировки средствами идентификации для отдельных видов молочной продукции. Такой анализ состоит в сопоставлении экономических выгод и издержек внедрения маркировки, соответствующая методика в настоящий момент разрабатывается Минпромторгом России.
Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2020 года эксперимент был продлен до 31 марта 2020 года. Исходя из текущего прогресса Эксперимента этот срок недостаточен для тестирования всех необходимых операций, проведения анализа целесообразности и достижения иных целей эксперимента.
Введение цифровой маркировки является самой дорогостоящей регуляторной мерой за всю историю молочной отрасли. Общие затраты отрасли в первый год введения маркировки составят 61,3 млрд. рублей. Капитальные затраты производителей на дооборудование производственных площадок и складов – не менее 26,1 млрд. рублей, ежегодные расходы на приобретение кодов, нанесение на упаковку и сервисное обслуживание оборудования – 35,2 млрд. рублей. При этом чистая прибыль отрасли в 2018 года составила 35 млрд. рублей. Ожидается увеличение себестоимости производства продукции не менее, чем на 2-3%. Союзмолоко считает, что экономический эффект введения цифровой маркировки для молочной продукции будет минимальным и несопоставимым с затратами на ее внедрение.