14
июля
2011
Новости союза

Предложения Правительству Российской Федерации по стимулированию эффективного развития молочного животноводства

1. Строгий контроль за качеством молочной продукции. Неправомерное использование растительных жиров
Считаем необходимым поручить Роспотребнадзору России и Россельхознадзору России усилить мониторинг соответствия сырья и готовой молочной продукции, поступающей на российский рынок из Украины и стран Евросоюза, установленным требованиям Федерального закона от 12 июня 2008 года N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и Федерального закона от 22 июля 2010 года N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

Члены СОЮЗМОЛОКО крайне обеспокоены ситуацией с неправомерным использованием растительных жиров тропического происхождения при производстве молочной продукции. Недобросовестные производители, особенно из Украины, систематически грубо нарушают требования Техрегламента, замещая молочные жиры растительными, не отображая соответствующую информацию на упаковке готовой молочной продукции. Фальсифицированная молочная продукция по демпинговым ценам все чаще вытесняет с рынка натуральную, нанося тем самым колоссальный ущерб, как экономике производителей, так и здоровью потребителей. Производители натуральной молочной продукции не способны конкурировать по цене с производителями дешевого фальсификата. По результатам последнего мониторинга качества молочной продукции, в торговых сетях СОЮЗМОЛОКО получил удручающие данные по незаконному содержанию растительных жиров тропического происхождения: сливочное масло – 63,3%, сметана – 33,3%, творог – 60% фальсификата.

СОЮЗМОЛОКО предлагает расширить полномочия Роспотребнадзора и внести в часть 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ дополнение, позволяющее предусмотреть беспрепятственное проведение органами Роспотребнадзора проверок в отношении производителей молока и молочной продукции в целях эффективного осуществления государственного контроля в сфере обеспечения безопасности пищевой (молочной) продукции и технического регулирования.

2. Сезонное повышение импортных пошлин на основные виды молочной продукции на 6 месяцев (июнь-ноябрь)
Одной из характерных особенностей функционирования российского молочного рынка в 2010 году стало резкое увеличение ввоза импортной молочной продукции, которое произошло в результате увеличения поставок из стран дальнего зарубежья.

Действующие таможенные пошлины реально не защищают российский рынок. На фоне роста импортных поставок увеличились складские запасы отечественных молочных продуктов длительного хранения (сливочного масла, сыра, сухого молока), по состоянию на 1 марта 2011 года они были вдвое больше, чем на тот же период 2010 года. Так в Алтайском крае на 14 июня 2011 года складские запасы сыра составляют более восьми тысяч тонн. Рост объемов импорта сыра продолжается, так за период с 1 января 2011 года по 1 мая 2011 года импорт сыра, по сравнению с 2010 годом, вырос на 112,8%.

Росту импортных поставок также способствовало продолжившееся в 2010 году укрепление рубля по отношению к основным валютам. В 1 квартале 2011 года процесс укрепления российского рубля продолжился. Продовольственная безопасность страны не только не укрепляется, но и становится все более уязвимой. Согласно данным Росстата, в 2010 году доля импорта в общем ресурсе молока и молочных продуктов достигла 19,2%, тогда как в 2009 году она составляла 16,8%.

В связи с чем, считаем необходимым сезонное повышение ставки ввозных пошлин на молочную продукцию:

Код ТН ВЭД Наименование Действующая ставка
ввозной
таможенной пошлины
Предложение
заявителя
040210 –
 040229
Молоко и сливки в порошке, гранулах или в других твердых видах 25% 40%
0404 Молочная сыворотка, сгущенная или несгущенная, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ; продукты из натуральных компонентов молока, с добавлением или без добавления сахара или других 15%, но не менее
0,35 евро за 1кг
25%, но не менее
0,4 евро за 1кг
0405 Сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока; молочные пасты 15%, но не менее
0,4 евро за 1кг
20%, но не менее
0,8 евро за 1кг
0406 30 плавленые сыры, нетертые или непорошкообразные 15%, но не менее
0,6 евро за 1кг
20%, но не менее
1 евро за 1кг
0406 90 плавленые сыры, нетертые или непорошкообразные 15%, но не менее
0,6 евро за 1кг
20%, но не менее
1 евро за 1кг
Источник: аналитический центр «СОЮЗМОЛОКО» по данным ФТС РФ

3. Повышение ввозных пошлин на растительные жиры тропического происхождения, квотирование поставок
Постоянный рост объёма импорта растительных жиров тропического происхождения всё больше негативно влияет на экономику молочной отрасли и на здоровье наших сограждан.

Динамика объёмов импорта растительных жиров тропического происхождения, тыс.т.

Источник: аналитический центр «СОЮЗМОЛОКО» по данным ФТС РФ

СОЮЗМОЛОКО предлагает пересмотреть действующий уровень таможенной пошлины:
Код ТН ВЭД Наименование Действующая ставка
ввозной
таможенной пошлины
Предложение
заявителя
1511 Масло пальмовое и его фракции, нерафинированные или рафинированные, но без изменения химического состава
1511 90 190 2 - в таре вместимостью 20 000 кг или менее 0,4 евро за 1кг 0,8 евро за 1кг
1511 90 190 8 - прочее 0% 50%
Источник: аналитический центр «СОЮЗМОЛОКО» по данным ФТС РФ

Кроме того установить объём тарифных квот на ввоз растительных жиров тропического происхождения в размере 600 тыс. тонн. При превышении данной квоты применять повышенный размер таможенной пошлины по коду ТН ВЭД 1115 90 в размере 1,0 евро за 1 кг.

4. Прямое субсидирование на литр товарного молока
В связи с подготовкой новой Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2017 годы, Национальный союз производителей молока провел анализ итогов реализации программы за прошлые годы. К сожалению, эффективность использования финансирования региональных программ в некоторых регионах вызывает сомнение.

С целью повышения эффективности госпрограммы, стимулирования производства высококачественного товарного молока, считаем необходимым корректировку системы государственной поддержки.

На основании анализа эффективности господдержки, проведенного СОЮЗМОЛОКО, а также исходя из первоочередных целей и задач, стоящих перед участниками российского молочного рынка, предлагаем осуществлять поддержку только производителям товарного молока не ниже первого сорта из средств федерального и регионального бюджетов на условиях софинансирования.

Увеличение в 2,1 раза к 2010 году тарифов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, рост затрат на электроэнергию и ГСМ более чем на 15%, удобрений более чем в 1,5 раза, запчастей на 30% - 35%, кормов и кормовых добавок на 50% привело к значительному росту себестоимости производимого молока, который невозможно компенсировать за счет роста закупочных цен.

На основании данных Росстата, валовое производство молока в России в 2010 году составило 31,8 млн. тонн, из них 14,3 млн. тонн – это товарное молоко. Считаем целесообразным субсидирование не менее 3 рублей на литр товарного молока не ниже первого сорта, при условии сохранения поголовья коров.

На наш взгляд, такая форма поддержки послужит серьезной мотивацией для производителей молока к повышению качества и объемов производства молока.

В целях повышения поголовья скота СОЮЗМОЛОКО считает необходимым прямое субсидирование приобретения хозяйствами племенного скота (нетелей) - в том числе импортных и частичную компенсацию затрат по содержанию нетелей.

5. Условия поставок на российский рынок молочной продукции из Беларуси: уполномоченные компании, биржевая торговля, соблюдение индикативных цен
Непрекращающиеся случаи демпинга белорусской молочной продукции на российском рынке свидетельствуют о том, что предпринимаемых Республикой Беларусь мер по предотвращению ввоза в Россию молочной продукции по ценам ниже индикативных не достаточно. СОЮЗМОЛОКО неоднократно передавал детальную информацию о конкретных случаях демпинга на молочную продукцию в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Кроме того, факты говорят о том, что белорусская сторона намеренно затягивает решение вопроса об организации биржевых торгов молочной продукции через уполномоченные белорусской стороной компании на площадке ММВБ (НТБ, Россия), как механизма, способного рыночным образом упорядочить экспорт молочной продукции из Беларуси в Россию. Считаем необходимым немедленную организацию поставок сухих молочных продуктов, сыра, сливочного масла из Беларуси в Россию через уполномоченные белорусские компании с использованием механизма биржевых торгов на российской бирже, а также остановку поставок сыра по демпинговым ценам с конкретных предприятий Республики Беларусь.

Несмотря на договоренность о временной остановке поставок в Россию молочной сыворотки и сухого цельного молока (СЦМ) из Беларуси, поставки СЦМ все-таки продолжаются. Также продолжаются и демпинговые поставки сыра по ценам ниже индикативных.

Стоит отметить, что поставки по ценам ниже индикативных, не приводят к снижению потребительских цен.

Сорт молока Стоимость кг сырого молока в Беларуси установленная Минсельхозпродом, (бел.рубли) Курс ЦБ РФ на 08.07.11 Стоимость кг молока в пересчёте на рос.рубль Средняя стоимость кг сырого молока в России (май), по данным Росстата (рос.рубли)
Сорт экстра 1210 56,4447 руб.
за 10 000
бел. Руб.
6,83 15,24
Сорт высший 1045 5,9
Сорт первый 965 5,45
Источник: аналитический центр «СОЮЗМОЛОКО»

6. Сохранение практики согласования Баланса торговли молоком и молочными продуктами с Республикой Беларусь. Смещение поставок сухого молока, масла и твердых сыров на осенне-зимний период
Согласованные российской и белорусской сторонами объемы поставок молочной продукции на 2011 год с разбивкой по кварталам выглядят следующим образом.

2011 г. тыс. тонн СОМ СЦМ концентрированное молоко сухая молочная сыворотка масло сливочное сыры и творог прочая мол. прод-я
I квартал 16,0 5,0 12,5 2,0 17,5 31,0 75,0
II квартал 16,0 5,0 12,5 2,0 17,5 31,0 75,0
III квартал 17,0 5,0 12,5 2,0 17,5 32,0 75,0
IV квартал 16,0 5,0 12,5 2,0 17,5 31,0 75,0
Год 65,0 20,0 50,0 8,0 70,0 125,0 300,0
Источник: аналитический центр «СОЮЗМОЛОКО» по данным Минсельхоза РФ

Учитывая, что ежегодно в среднем по России в летние месяцы производство сырого молока возрастает на 30% , а соответственно, растет и производство сухого молока, масла, твердых сыров, целесообразным был бы перенос поставок аналогичной продукции из Республики Беларусь на осенне-зимний период, когда наблюдается дефицит, а не создавать гиперзатаренность российского рынка летом, что приводит к резкому снижению закупочных цен на сырое молоко отечественными переработчиками. СОЮЗМОЛОКО крайне озабочен возможностью повторения ситуации 2009 года, когда цены на сырое молоко упали в мае-июне до 6 - 7 рублей за кг сырого молока, и только меры Правительства по приостановке поставок сухого молока из Республики Беларусь позволили стабилизировать рынок и выйти к началу августа на закупочные цены 9 – 10 рублей за кг, что позволило спасти тысячи отечественных производителей молока.

СОЮЗМОЛОКО считает необходимым регулировать со стороны Правительства России ввоз стратегически важных молочных продуктов из Республики Беларусь (сухое молоко, масло, твердые сыры) в соответствии с сезонностью российского молочного производства.

7. Компенсация части затрат на модернизацию и строительство объектов в молочном животноводстве
Считаем необходимым разработку новой государственной программы поддержки, которая бы предусматривала компенсацию части затрат на реконструкцию старых и строительство новых молочных комплексов, в том числе создаваемых на кооперативной основе.

Инвестиции в строительство и реконструкцию объектов, позволят в течение 5 - 8 лет увеличить производство сырого молока, но в настоящее время только за счет затрат на модернизацию его себестоимость выросла на 4 - 4,5 рубля на кг. Кроме того, на сегодняшний день краткосрочность кредитов и потери в результате засухи серьезно ограничивают объем инвестиций в модернизацию молочного животноводства. По расчетам СОЮЗМОЛОКО компенсация затрат в размере 15 - 20% от капитальных затрат послужит существенным стимулом для более активного инвестирования в молочное животноводство России, что в свою очередь благоприятно отразится на росте объемов производства товарного молока и сглаживании его сезонности.

8. Создание и финансирование Государственной учебно-производственной программы по подготовке и повышению квалификации специалистов молочного животноводства, направленной на повышение эффективности менеджмента в молочной отрасли

9. Создание и финансирование Всероссийской программы стимулирования потребления молока и молочных продуктов

16 июня с.г. по инициативе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, была запущена Всероссийская программа стимулирования потребления молока и молочных продуктов, направленная на оздоровление нации. Программа учитывает интересы различных групп населения: детей, молодежи, российских семей, пенсионеров.

Важно довести уровень потребления молочной продукции, который сегодня составляет 247 кг на человека в год, как минимум до рекомендуемой для сбалансированного питания медицинской нормы 320 - 340 кг на человека в год (по данным Минздравсоцразвития России).

Для достижения поставленных целей планируется, используя средства массовой информации и рекламные инструменты, донести преимущества и полезные свойства молочной продукции, сделать ее образ более прогрессивным, сформировать новую культуру потребления и защитить потребителей от недоброкачественных продуктов питания.

Перед Программой также стоит цель повышения конкурентоспособности молочной отрасли России и увеличения объемов производствам молока-сырья.

К сентябрю с.г. СОЮЗМОЛОКО подготовит концепцию Программы и стратегию ее реализации на годовой период. В целях более эффективного проведения социальной рекламной кампании, считаем целесообразным задействовать федеральные телевизионные каналы, для чего необходимо выделение эфирно времени в рамках квот для социальной рекламы, а также закупка дополнительного эфирного времени на коммерческой основе.

10. Увеличение сроков субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам
Увеличение сроков субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными организациями по всем инвестиционным проектам, направленным на строительство и реконструкцию животноводческих объектов по молочному скотоводству с 8 до 10 лет.

11. Изменение методики расчета себестоимости и рентабельности производства молока
Действующая на сегодняшний день методика расчета себестоимости и рентабельности производства молока рассматривает производство молока, как самостоятельный процесс, не учитывая выращивание молодняка и производство мяса-говядины. Эти процессы искусственно разделены при расчете себестоимости и рентабельности, хотя они неразрывно связаны технологически и не могут рассматриваться отдельно. Более 90% мяса-говядины в России производится из молочного стада. Ниже представлены таблицы расчета рентабельности производства молока-сырья и мяса-говядины.

Показатели производства и реализации молока сельхозтоваропроизводителями РФ
за 2006-2010 гг. по данным сводной отчетности субъектов РФ

(без субсидий из бюджетов)


Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Производственная себестоимость 1 ц, руб. 614 708 893 938 1065
Себестоимость 1 ц реализованной продукции, руб. 650 751 945 969 1131
Цена реализации 1 ц, руб. 732 886 1115 1017 1338
Выручка от реализации, млн.руб. 88380 107393 136851 126378 165525
Прибыль от реализации, млн.руб. 9871 16400 20805 5974 25612
Уровень рентабельности от реализации, без промпереработки, % 12,7 18,6 17,8 4,0 18,6
Уровень рентабельности от реализации, включая промпереработку, % 12,6 18,0 17,9 5,0 18,3


Показатели производства и реализации мяса крупного рогатого скота сельхозтоваропроизводителями Российской Федерации за 2006-2010 годы по данным сводной отчетности субъектов Российской Федерации

(без субсидий из бюджетов)


Итого по РФ 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2009 г. %
Производственная себестоимость 1 ц, руб. 5754 6486 7967 8453 9549 112,9
Себестоимость 1 ц реализованной продукции, руб. 4567 5260 6206 5406 7974 147,5
Цена реализации 1 ц, руб. 3772 4047 4581 4147 5666 136,6
Выручка от реализации, млн.руб. 49311,93 50129 56814 63828 64697 101,3
Прибыль от реализации, млн.руб. -10398,8 -15030 -20149 -19375 -26345  
Уровень рентабельности от реализации без промпереработки, %   -13   -19,2   -22,1   -19,6   -26,2    
Уровень рентабельности от реализации, включая промпереработку, %   -17,4   -23,1   -26,2   -23,3   -28,9    
Источник: аналитический центр «СОЮЗМОЛОКО» по данным Минсельхоза РФ

Как видно из приведенных данных, рентабельность от реализации молока-сырья в среднем по стране (без промпереработки и без субсидий из бюджетов) составляет 18,6%, а мяса-говядины -26,2%. Но если рассматривать эти процессы в совокупности, как это происходит на практике, то рентабельность молочного животноводства будет отрицательной.

Таким образом, для получения объективной картины о ситуации в молочном животноводстве России, необходимо принципиально изменить методику расчетов себестоимости и рентабельности. Такая мера позволит рассчитывать необходимый уровень государственной поддержки в соответствии с реальной ситуацией в отрасли, а, соответственно, сделает государственную поддержку более эффективной.

В целях определения себестоимости и рентабельности производства, переработки и реализации молока Министерство сельского хозяйство сейчас формирует межведомственную рабочую группу.

12. Совершенствование методики получения оперативных и достоверных данных по мониторингу закупочных цен на сырое молока. Разработка базовых характеристик сырого молока, как основы данного мониторинга, а также методики мониторинга цен на готовую молочную продукцию
В целях выполнения данной задачи в ближайшее время будет сформирована межведомственная рабочая группа.

13. Совершенствование методики получения оперативных и достоверных данных по мониторингу поголовья, продуктивности, валовому надою, объему товарного молока в молочном животноводстве России, особенно в общественном секторе
В целях выполнения данной задачи в ближайшее время будет сформирована межведомственная рабочая группа.

14. Прямое субсидирование на приобретение кормов для 1 головы КРС маточного поголовья
В связи со значительным ростом себестоимости производимого молока, который невозможно компенсировать за счет роста закупочных цен и недостаточной для эффективного развития рентабельностью молочной отрасли, считаем необходимым введение прямого субсидирования на приобретение кормов для 1 головы КРС маточного поголовья в размере 2000 руб. для всех форм хозяйствования (сельхозпредприятий, КФХ, ЛПХ).

Такая поддержка даст стимул производителям сохранять поголовье и работать над увеличением продуктивности стада.

15. Финансирование программы «Развитие маслоделия и сыроделия России на 2011-2013 годы» из средств федерального и регионального бюджетов на условиях софинансирования

16. Совершенствование стратегического планирования господдержки

На сегодняшний день молочное и мясное животноводство являются самыми длительным по окупаемости направлением агропромышленного комплекса России: средняя окупаемость новых проектов составляет 10 лет. Это связано с длинными производственными циклами в выращивании и содержании КРС. Так, первое молоко корова дает только через 2 года своей жизни, в то время как, например, в свиноводстве цикл производства составляет порядка 4 месяцев.

В связи с длительной окупаемостью проектов, все бизнес-планирование в молочном и мясном животноводстве является долгосрочным и производится минимум на 10 лет. В целях стимулирования эффективного развития молочного и мясного животноводства России, считаем, что и программа государственной поддержки для данных направлений должна быть рассчитана не менее чем на 10 лет.