Как сделать проект автоматизации действительно полезным для бизнеса? Первые шаги.
На прошлой неделе прошла очередная встреча с экспертом автоматизации пищевой отрасли в рамках проекта «Бизнес в порядке». Обсуждали актуальные вопросы мира IT и бизнеса. В частности, всплеск активности в сфере автоматизации у производителей продуктов питания; предпосылки этого явления; грабли, поджидавшие первопроходцев и пути их обхода для вновь решившихся на подобные проекты предприятий.
Опытом поделился управляющий партнер компании «Константа» Андрей Шишкин. Интервьюером выступил менеджер по работе с ключевыми клиентами Сергей Горохов.
С содержанием встречи вы можете ознакомиться в удобном для вас формате: видео/ аудио/ текстовый материал.
В последнее время у производителей продуктов питания явно наблюдается некий рост активности спроса на автоматизированные инструменты планирования и учёта. С чем это связано?
Такой факт действительно есть. Последние 2-3 года производители продуктов питания стали заметными потребителями услуг на рынке IT. Мы связываем это с несколькими факторами:
Во-первых, рост бизнеса. N-ное количество времени назад производителями продуктов питания были в основном локальные территориальные игроки. Однако в последние годы они стали активно расти и объединяться в холдинги/агрохолдинги. При достижении такого масштаба управлять работой предприятий вручную стало сложно. Соответственно, у бизнеса возникли естественные потребности к развитию инструментов управления, (в том числе и ИТ-инструментов).
Во-вторых, требования внешних регуляторов (это менее естественно для рынка, но оказало сильное воздействие на рост спроса IT-услуг). Все началось с «Меркурия». Компании, которые выписывали бумажные накладные, были вынуждены перейти на оформление транспортных и производственных ЭВСД. Теперь эстафету подхватил «Честный ЗНАК».
В свете того, что бизнес и так уже подрос, многие решили так: давно хотели автоматизироваться, а растущие требования внешних регуляторов – это хороший повод, и запустили большое количество проектов.
В-третьих, работа компании «1С» и смена поколений разрабатываемых ими ИТ-систем. Большинство производителей продуктов питания, с которыми мы работаем (процентов 80 по нашим оценкам), в свое время были автоматизированы на базе «1С:УПП» и его отраслевых решений («1С:Молокозавод»/ «1С:Мясокомбинат»). Однако не так давно «1С» объявила об отмене поддержки этих решений с 2022 года, призвав своих клиентов переходить на новое поколение программного обеспечения. И многие к этому прислушиваются, потому что важная часть систем, построенных на базе «1С» – это ведение бухгалтерского учета. Соответственно, их необходимо обновлять, чтобы соответствовать требованиям по подготовке отчетности.
Многие компании уже прошли N-ное количество проектов автоматизации. Однако, не все получили нужный результат. Какие ошибки совершили люди, которые шли в эти проекты?
У крупных промышленных предприятий ошибки часто были связаны с тем, что люди делали проекты не ради получения пользы, а потому что это определенная политическая игра для перераспределения власти, бюджетов и т.д. Отличительной особенностью пищевиков, по нашему опыту, является истинность посылов и желание получить реальную пользу. Запускать проекты не для формы, но «на результат». При этом когда что-то делается впервые, неизбежно возникают сложности. Все-таки серьезные проекты автоматизации для большинства производителей продуктов питания пока в новинку (опыт есть, но ограниченный). Вот ошибки автоматизации, которые видятся нам наиболее значимыми:
- Отсутствие четко сформулированных бизнес-целей проектов и выполнение их исходя из соображений «модно», «чтобы быть в тренде», «все говорят о том, что нужно заниматься автоматизацией». А проект, цель которого – внедрить «что-то» с точки зрения ИТ, как правило, заранее обречен на поражение.
- Желание автоматизировать все бизнес-процессы предприятия в рамках одного проекта. Включить в 1 проект больше максимально возможного. Зачастую, подходя к автоматизации, компании начинают осознавать, как сильно они отстали. И думают, что за год сумеют реализовать все то, над чем могли бы работать последние 10. Но порыв сделать вместо последовательности понятных проектов, у которых есть свой законченный результат, один проект, в рамках которого автоматизировать и продажи, и логистику, и производство, и финансовый учет и т.д. – не приводит к хорошим результатам.
- Недооценка внутренних ресурсов компании для выполнения проекта. Любой ИТ-проект состоит из ИТ максимум на половину. По большей части это бизнес-проект, который связан с улучшением той или иной его области. Соответственно, и кураторами этой активности должны выступать функциональные заказчики должного уровня (директора по продажам/ логистике/ производству). Однако часто таких людей в бизнесе не хватает и проекты отдаются ИТ-шникам, в результате чего и терпят неудачу.
- Выбор программного продукта на основе маркетинговых материалов. Такой подход часто называют поиском волшебной таблетки. Есть продукты, которые имеют хорошую маркетинговую поддержку. Однако, (что даже немножко разочаровывает), нередко можно столкнуться с ситуациями, когда проекты, позиционируемые в средствах массовой информации как успешные, на деле оказываются лишь способом «пропиариться» (компании или человека в компании).
- Выбор команды без отраслевой экспертизы. Десять лет назад, когда выполнялись проекты внедрения «1С:УПП», основные необходимые специалистам компетенции были связаны с бухгалтерским учетом, который обладает довольно высокой степенью универсальности для разных отраслей. Сейчас же проекты затрагивают все больше оперативного учета и планирования. Для пищевых предприятий глубокая отраслевая специфика заключается в процессах продаж, логистики, производства, работы с ГИС «Меркурий», ГИС маркировки. Соответственно, при выборе команды надо понимать, что люди, которые приходят работать с предприятием и собираются принимать активное участие в проекте, должны обладать достаточно высоким уровнем экспертизы, а не задавать вопросы: «что такое ОСГ»? «что такое ВСД»? и т.д.
Тогда вопрос: что можно сделать как минимум в начале, чтобы не совершать такого количества ошибок? Можно ли как-то перестраховаться?
Глядя на чужие ошибки, мы их не чувствуем и, как следствие, недоучитываем. Если у компании нет опыта выполнения подобного рода проектов, то его придется набирать через какое-то количество ошибок. Чтобы хоть как-то его минимизировать, мы рекомендуем следующее:
Вариант 1.
Для компаний, которые уже имеют достаточно развитую IT-инфраструктуру, а также некоторый опыт внедрения и активного использования бизнес-приложений в рамках своей деятельности, и хотят поменять софт десятилетней давности на его новое поколение, мы рекомендуем сначала разработать концепцию внедрения IT -системы.
На первом шаге все IT-задачи, которые стоят перед бизнесом сейчас или будут стоять в ближайшем горизонте, формируются в структурированный иерархический список. Это позволяет понять, каких эффектов вообще вы ждете от IT в рамках данного бизнеса. Как правило, для бизнеса среднего масштаба выделяется от 100 до 200 IT-задач, которые должны быть решены укрупненно.
Потом нужно определить, на каких продуктах этот состав IT-задач вы будете решать. Как бы ни хотелось верить, что можно взять одну программу и закрыть ей все задачи, скорее всего, это все-таки будет именно набор программного обеспечения. И необходимо заранее понять – где начинается один софт; где он заканчивается и начинается второй? есть ли между ними какие-то пустоты? какие между ними перекрытия? как они между собой будут взаимодействовать? Т.е. на основе списка IT -задач построить целевую IT -архитектуру.
После того как составлен список ИТ-задач и определена архитектура, необходимо приоритезировать задачи – разбить их на набор проектов, которыми будет достигаться целевой результат.
Как правило, целевой набор проектов разрабатывается примерно на 3-4-5 лет (для среднего предприятия и усредненного уровня автоматизации в рынке). Причем 3 года – это скорее оптимистичная оценка. 5 – более реалистичная. Разрабатывать концепцию на более долгий срок нецелесообразно, т.к. слишком большой объем неопределенности может повлиять на реализацию плана проектов.
План проектов позволит вам четко понимать – с чего нужно начать; что может подождать; что делать, если все пойдет хорошо и у бизнеса будут деньги и потребность в тех или иных задачах.
Вариант 2.
Тем, кто находится в парадигме, что ИТ-проект = «купить и поставить программу» и не видит в нем бизнесовой роли, я бы рекомендовал реализовать пилотный проект на три-шесть месяцев. Это позволит лично прочувствовать возможные ошибки, которые, при таком масштабе проекта будут не так критичны для бизнеса. Зато у компании появится опыт, который она сможет использовать, чтобы правильно смотреть на концепцию развития предприятия на горизонт 3-5 лет, (которую все равно нужно будет делать в определенный момент времени).
Бизнес «сегодня» живет в достаточно динамичном режиме. Может быть есть что-то совсем «маленькое», с чего можно начать, чтобы не тратить много времени?
Совсем «маленькое» – это консультация эксперта. Когда у людей появляется желание что-то изменить, следующим шагом у них возникают вопросы. И если компания не является экспертом в автоматизации, то логично, что эти вопросы хочется кому-то задать. Можно, конечно, найти «быстрые» ответы самому. Но будет не лишним их перепроверить. И хорошо, если мнение тех или иных экспертов совпадут с ответами, которые вы сами для себя нашли. Поэтому самый простой шаг – это обратиться за консультацией к экспертам. Мы, как игроки рынка автоматизации производителей продуктов питания, стараемся выдерживать относительно независимую точку зрения. Будучи заинтересованными не только в продаже своих услуг, но и в развитии рынка и собственной отраслевой экспертизы, мы всегда готовы в течении 30-60 минут попробовать дать ответы на сформировавшиеся у вас вопросы. Благо, в последнее время все привыкли к формату Skype/ Zoom-конференций.
Напоминаем, что видео-версию интервью вы можете посмотреть на нашем Ютуб-канале. А для приверженцев аудио-формата подкастов мы подготовили запись, которую вы можете послушать на Яндекс Музыке.
Компания «Константа», konstanta@standart1c.ru, 8 (831) 28-28-227