Кому должны принадлежать советские товарные знаки?
Законодательное собрание Приморского края внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий возвращение советских товарных знаков прежним владельцам. В пояснительной записке к документу указано, что товарные знаки времен СССР нередко становятся причиной многомиллионных исков, которые вовлекают российских производителей в постоянные судебные разбирательства.
Поэтому приморские депутаты предложили дать право на использование товарных знаков тем производителям, которые до 1992 года выпускали продукцию под соответствующими брендами. Отметим, что норма, на которой теперь настаивают законодатели Приморского края, была отменена в 2007 году.
Давид Якобашвили, основатель компании "Вимм-Билль-Данн":
- В самом СССР, к сожалению, нарушались права разработчиков товарных знаков. Так что если уж стремиться восстанавливать справедливость, то не только предприятие должно быть владельцем, но и разработчик. С другой стороны, это все уже тысячу раз перепродано - и зачастую приобретатели добросовестны.
Так что каждая ситуация должна рассматриваться отдельно, чтобы избежать таких случаев, как с водкой "Столичная". Все просто отнять было бы неправильно, поэтому возвращать товарный знак правопреемникам стоит, только если он был утерян несправедливо. Возможно, даже, напротив, стоит дать возможность пользоваться им всем претендентам, которые готовы платить государству деньги. Но в таком случае все должны пользоваться товарным знаком на равных правах.
Иван Саввиди, председатель совета директоров холдинга "Группа "Агроком"":
- Мы уже сталкивались с этой проблемой. Так или иначе, товарные знаки должны быть запатентованы. Для этого должна существовать отраслевая ассоциация, и тогда все, кто на момент развала СCCР производил этот продукт, имеют право пользования товарным знаком, как в случае с "Беломором" и "Примой". Или же в отраслях, которые прекратили существование, право на использование товарного знака должны иметь правопреемники предприятий, производивших эту продукцию.
Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока:
- Определить, кому конкретно должен принадлежать товарный знак, сегодня невозможно. В советское время товар производило одно предприятие, потом технологи переехали на другое и т. д. Я считаю, вопрос должен решаться исходя из концепции территориальности. А внутри страны определить, кто имеет право на бренд, очень сложно.
Производство таких товаров нужно делать открытым для разных компаний, но по утвержденным стандартам и на территории России. А то, например, самый популярный у нашего населения сыр - "Российский" - производят в Белоруссии, на Украине, в Прибалтике и т. д. Также, я считаю, продукты, имеющие традиционно российские названия, например сыры "Костромской" и "Пошехонский", должны производиться только на территории Российской Федерации. Если есть волевое решение защитить российский рынок и права российских производителей, то государство имеет право поставить вопрос о том, что конкретные производства должны быть только на территории России или в крайнем случае Таможенного союза.
Коммерсантъ. Деньги, Москва
Автор: Дмитрий ПОЛОНСКИЙ