ВТО - уроки одного года
На днях россияне с энтузиазмом отметили первую годовщину вступления России во Всемирную торговую организацию. Некоторые несознательные господа-товарищи по традиции нажрались, как свиньи. Но, к счастью, не все. Например, корреспондент "Трибуны", как говорится, ни в одном глазу отправился в столичную штаб-квартиру РИА "Новости", где хоть и не наливали, но зато устроили праздничный " капустник " ( под видом пресс-конференции), который назвали так: "Год в ВТО: новые горизонты". Как будто "старые" нам больше не нужны (у некоторых экспертов до сих пор имеются небезосновательные опасения, что благодаря ВТО эти самые "горизонты" станут немного "уже в плечах").
"Прессуха" имела место 23 августа сего года - день в день с прошлогодним "историческим событием", к которому наша страна шла аж с 1986 года. Увы, в ней приняли участие только представители сельскохозяйственного сектора. Так что оценка ситуации была "односекторной". Тем не менее, поскольку сельхозпродукты составляют 25% продовольственного рынка, важно понять, как теперь приходится их производителям во внутреннем и мировом рыночном пространстве? Достигли того, за что боролись? Да! Но в полном соответствии с русской поговоркой "...на то и напоролись"!
- Этого и следовало ожидать, мы так и прогнозировали, - дал свою оценку Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока. - Главная проблема в том, что мы подошли к вступлению в ВТО неподготовленными. В результате мы наблюдаем на рынке увеличение доли импорта и фальсификата, снижение объемов отечественного производства, что приводит к росту цен на готовую продукцию. Все эти факторы демонстрируют слабость нашей государственной политики в аграрном секторе, а именно: отсутствие господдержки и диалога с профильными государственными органами. Предприниматели узнают об их действиях, когда решение принято. Живут в ожидании сюрприза...
А вот судя по словам директора Международного делового центра "Россия в ВТО" Романа Губенко (впрочем, ему такое говорить уже по должности положено), рост импорта на некоторые виды товаров не имеет отношения к ВТО. И даже якобы имеются факты позитивного влияния Организации на отечественную экономику. В частности, в Татарстане хорошо поддерживается государственная региональная программа по молочному хозяйству. Это кластер молочного производства Поволжья, где нет снижения производства молока. И на Северном Кавказе дела идут неплохо и с молоком, и с экспортным зерном. Что касается последнего, то, как сообщил вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, в августе его будет отгружено 3 млн тонн. Но это была лишь ложка оптимизма в бочке прямо противоположного настроя.
- Ни один официальный прогноз по поводу ВТО не сбылся, - настаивал директор Аналитического центра "ВТО-Информ", глава ассоциации "Росагромаш" Евгений Корчевой. - А вот все прогнозы экспертов и отраслевых союзов, ассоциаций сбылись на 100%. По его словам, макроэкономические показатели таковы: задолженность по заработной плате в июле 2012 года составляла 2 млрд руб., а в августе 2013 г. - на 25% выше; безработица в августе 2012 г. - 5%, а летом 2013 г. возросла на 8%; рост промышленного производства в первом полугодии 2012 г. был равен 3,1%, а за тот же период 2013 г. нулю процентов...
Корчевой сообщил, что членство в ВТО дает нам ежегодные потери в 300 млрд рублей, а по сведениям из Минэкономразвития РФ даже 445 млрд руб. Глава аналитического центра сделал вывод, что не будь у России обязательств по ВТО, ее бюджет сейчас имел бы дополнительно 0,5 трлн. В национальной валюте! По мнению аналитика, при существующих налогах, ценах на энергоносители, кредитных процентных ставках никакой бизнес в России не конкурентоспособен. Это при том, что современные предприятия обрабатывающих отраслей, в том числе сельского хозяйства, имеют "суперконкурентные" производства. Молочники постоянно модернизируются и считаются самыми крупными покупателями зарубежного оборудования, которое в ЕС приобретают под 3-процентный кредит, а в России при 15% годовых. И если б у российских производителей были такие же условия, как у их конкурентов из числа ЕС-овцев, то экономический рост в стране был бы выше в разы и без вступления в ВТО. Как отметил эксперт, минувший год показал: "нужно кардинально менять экономическую политику в стране". ( Прим. ред.: имеется мнение, что это показал не только минувший год...) Короче говоря, в родном сельскохозяйственном секторе не угасли еще анти-ВТО-настроения, да и не думают угасать. С промышленностью все немного проще: ее у нас почти не осталось...
Очевидно же, что Российская Федерация присоединились к организации без необходимой подготовки в период торможения роста производства, когда импорт зашкаливал за 20% и по некоторым видам продовольствия достигал 40%. А самый ходовой экспорт страны - сырье, границы для которого распахнуты и без ВТО. Зачем тогда страна рвалась во Всемирную торговую организацию?! Может быть, для того, чтобы на столь же "выгодных " условиях вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития, которая объединяет развитые страны (ОЭСР) ради мифического "голоса" при решении глобальных проблем?
В числе прочих называют и такой мотив: ВТО нужно, чтобы все-таки бороться за продвижение российских товаров на внешний рынок, в частности, прибегая к судебным разрешениям споров при ограничениях. Однако за минувший год экспорт из РФ сократился. Наши производители не получили обещанного равного доступа на европейские рынки. В частности, при том, что начат экспорт кубанского риса, квоты ЕС на ввоз зерна без указания конкретных стран, не пускают нашу продукцию на его территорию. А зачем им, собственно, ее пускать? Куда лучше впаривать нам свою - где еще найдешь такой бездонный рынок сбыта!
Ликвидация таких барьеров, как утверждают эксперты, это - работа государства. Но вот тут и обнаруживается ключевая проблема российского членства в международной торговой организации - отсутствие необходимых кадров, то есть специалистов, владеющих юридическими процессами, ведением процедур исков, судебных дел. 70% юридических споров между странами ВТО приходится в основном на США. Причем в четверти этого объема США выступают ответчиком. Россия выступает ответчиком в 8% судебных споров. А надо бы ей заявлять себя инициатором, то есть истцом. Основания для этого, мягко говоря, имеются...
Впрочем, не все эксперты считают, что именно ВТО "похоронит" родное сельское хозяйство. Некоторые специалисты уповают на то, что до 2020 года Россия находится в так называемом "переходном периоде", когда возможно внести изменения в ВТО-шные условия, что, как полагают оптимисты, позволит исправить допущенные ошибки. А есть и такие, кто даже защищает ВТО.
На вопрос "Трибуны" о том, какие важные выводы следует сделать из итогов первого года жизни российской экономики при членстве страны в ВТО, председатель правления Национального союза производителей молокаАндрей Даниленко сказал:
- Все проблемы - наши, они были и есть. Это системные проблемы. Их источник - не ВТО. Для их решения нужен открытый публичный диалог власти и бизнеса. Должны быть вместе - власть и бизнес. Дело даже не в уровне финансирования сельского хозяйства. Если бы мы грамотно использовали условия ВТО и финансовые ресурсы - ситуация была бы более благоприятной.
- ВТО - не зло и не добро, а инструмент, которым надо уметь пользоваться, - утверждает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Прошедший год показал дефицит квалифицированных специалистов, уверенно ориентирующихся в отношениях, характерных ВТО в условиях, когда удастся кардинально поменять экономическую политику в Российской Федерации. Вот над этими проблемами и надо работать государству совместно с бизнесом.
Так-то оно так. Но ведь нож тоже "инструмент, которым надо уметь пользоваться". А если он в руках твоих "друзей", которые им пользуются лучше тебя? У некоторых пессимистов до сих пор имеются опасения, что ВТО - это именно такой "инструмент". В спине России... Впрочем, все мы будем рады, если эти скептики ошибаются!
Трибуна, Москва
Автор: ВАЛЕНТИНА САЛЬНИКОВА