03
сентября
2013
Пресса о нас

Молоко на безрыбье

Кушать подано: что и почем предлагают рядовому россиянину?

С начала сентября Россия снизила пошлины на рыбу в рамках членства в ВТО. К тому же, по требованию Роспотребнадзора наша страна на прошлой неделе ввела запрет на ввоз из Белоруссии свиней и продукции свиноводства из-за зарегистрированной там африканской чумы свиней. Досталось и белорусскому молоку и молокопродуктам: здесь санитарное ведомство также обнаружило проблемы с качеством. Как все эти события отразятся на российском рынке продуктов? Не вздорожают ли отдельные виды продовольствия и хватит ли у наших производителей ресурсов заполнить своей продукцией возникшие бреши? Для обывателя это вопрос не праздный: речь идет о качестве жизни, об уровне этой самой жизни.

Что касается рыбы, то у специалистов есть определенное мнение.

- Цена рыбы определяется спросом и предложением и зависит от нескольких факторов, - рассказал нашей газете исполнительный директор "Рыбного союза" Сергей Гудков. - Это конъюнктура на мировом и на отечественном рынке, курс национальной валюты, рост тарифов на услуги смежных отраслей (логистика, упаковка). Например, изменение стоимости норвежской семги достигает 10 - 15 процентов в течение одной недели, как вверх, так и вниз. Рубль к доллару ослабел на 12 процентов с начала года, что удорожает импортную продукцию. Рост энерготарифов с начала года был около 15 процентов. Это разнонаправленные факторы, но вместе они определяют уровень инфляции, который и характеризует рост цен на рыбную продукцию. С начала года он составил всего 2 процента, что ниже общего уровня инфляции. Снижение пошлин в среднем на 1 - 2 процента нивелируется другими множественными рыночными факторами, которые в совокупности влияют на себестоимость продукции. Сегодня на рынке сотни поставщиков и розничных предприятий, которые ежедневно ведут переговоры, выторговывая для своего предприятия лучшую цену и в конечном итоге формируя цену, по которой товар попадает на полки магазинов. Давайте не будем обманывать потребителя, привлекая его ложными лозунгами. Эффект от вступления в ВТО - как положительный, так и отрицательный - заключается в возможности развития конкуренции, привлечения новых технологий и инвестиций, вслед за которыми появляется возможность снизить издержки и себестоимость готовой продукции. Поэтому снижение цен от присоединения России к ВТО произойдет с лагом в несколько лет. Если цены "вдруг" и снизятся, то скорее всего вы попадете на ухищрения теневых дельцов.

- С кошельком обывателя ничего не произойдет, цены останутся примерно на уровне прошлого года, - продолжает Сергей Гудков. - Проблемы могут быть у покупателей-консерваторов, приверженцев одного наименования рыбной продукции. Например, ледяная рыба за последние несколько лет выросла в цене на полках магазинов с 200 до 600 рублей, вот уж точно удар по семейному бюджету. Ну а внимательный покупатель всегда найдет замену резко дорожающей рыбе ее близкими биологическими аналогами, как происходит сейчас с норвежской семгой, место которой понемногу занимают отечественный кижуч и нерка. Лиха беда начало, главное - запустить процесс импортозамещения.

Однако с нашей рыбой в этом году тоже могут быть осложнения из-за наводнения на Дальнем Востоке. Так считают некоторые аналитики. Еще в середине августа специалисты говорили, что сезон рыбалки в регионе под угрозой из-за повышения уровня воды в Амуре. Речь, конечно, не идет в данном случае о рыбаках-любителях, вопрос касается рыбодобывающих предприятий. Обилие воды пагубно сказывается на добыче. Дескать, чем больше воды, тем хуже идет улов: рыба уходит в разные протоки, поймать ее становится очень сложно. К тому же специалисты рассказывают, что из-за повышенной температуры такой воды рыба зачастую буквально варится, всплывая вверх брюхом с явными признаками "полуготовности" - белыми жабрами и глазами. Специалисты отмечают: горбуша и кета сейчас заходят из моря на нерест: из-за наводнения они ищут нетипичные для этого места, где потомство может погибнуть. Так что с красной икоркой у нас из-за такой глобальной катастрофы дела вовсе не хороши. Да и с рыбой, судя по всему, на будущий год тоже будут проблемы в связи с таким нерестом. Что тогда будет с ценами - покажет время.

Однако потребителя волнует и другой вопрос - молочные продукты. Что будет с наличием таковых и ценами, если Роспотребнадзор введет запрет на ввоз молочных продуктов из Белоруссии? Недавно главный санитарный врач страны сделал заявление, что определенные образцы белорусской "молочки" не соответствуют требуемым нормам качества. Насколько здесь мы еще не упустили ситуацию?

- Что касается цен на молоко и молочную продукцию в нашей стране, то они будут расти, но скорее из-за инфляции, - прокомментировал ситуацию журналисту "МП" председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. - Что же касается непосредственно белорусских молокопродуктов, то здесь в последнее время действительно есть серьезные вопросы. Видимо, потому, что с вступлением этой страны в Таможенный союз контроль поставляемой ею продукции снизился, вот качество у отдельных производителей и упало. По моим сведениям, ввоз в Россию молочных продуктов из Белоруссии радикально вырос - при том, что в прошлом году, например, собственное производство молока в Белоруссии упало. Тогда за счет чего белорусские производители увеличивают долю экспорта? Однако в любом случае речь идет о возможном запрете на ввоз молочной продукции лишь отдельных белорусских предприятий и не навсегда. Думаю, такое ограничение может для потребителя стать лишь плюсом, потому что позволит избежать некачественного товара. Что касается нашей молочной отрасли, то мы в состоянии обеспечить собственные потребности. Да и другие страны, та же Финляндия, готовы поставлять в Россию молочные продукты.

Поэтому о дефиците речь идти не может.

Только обыватель вздохнет с облегчением, а его уже поджидает новая проблема. Еще и африканская чума свинью подложила: и у нас случаи зафиксированы, теперь вот, говорят, и в Белоруссии. Рядовому потребителю - как хочешь, так и вертись.

- Если говорить о росте цен на продукты питания в целом, то, считаю, он у нас, как правило, ничем не обоснован, - высказала нашей газете свое мнение юрист Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Мария Свиридова. - Практически каждый сезон у нас в стране то начинают распространяться слухи о возможном подорожании или исчезновении продуктов, то вводятся запреты на ввоз, то наступает засуха, то случается наводнение, то нынешний рост евро. Все это становится поводом для дельцов особого склада спрятать продукцию под прилавок, а потом начать торговать ею по весьма завышенным ценам, аргументируя это неблагоприятными обстоятельствами. Причем даже после стабилизации ситуации цены, как правило, уже не снижаются, остаются на высоком уровне. Кстати, такое отношение некоторых предпринимателей к проблемам потребителей можно перенести и на далекие от еды сферы. Достаточно вспомнить водителей, которые после терактов в метро, в аэропорту "Домодедово", завышали тарифы в несколько раз. Не помню точно где, в каком-то северном городе, из-за химического загрязнения водопроводной воды дельцы тут же взвинтили цены на бутилированную, требуя буквально по 200 - 300 рублей за емкость в четверть литра. Что касается непосредственно продовольствия: появление зачастую искусственного дефицита приводит к тому, что торговля пользуется этим в своих интересах. И пока в ситуации разберется антимонопольная служба, дельцы успевают "срубить" свою прибыль. У нас рынок товаров и услуг вообще очень жесткий.

С мнением эксперта трудно не согласиться. Недавно читала мнение какого-то иностранца о странностях взаимоотношений российских супругов. Дескать, в моей стране, говорит иностранец, муж и жена - это партнеры, а у вас благоверного козлом запросто называет, но живет с ним до глубокой старости. Ну, с одной стороны: что живет до гроба - так это статистику разводов корректирует в лучшую сторону. Что же касается стиля общения, так у нас не только в семейной жизни сплошная война. Продавец пытается объегорить покупателя и страшно ненавидит самых въедливых и сообразительных. Врачи недолюбливают пациентов, которые отнимают у них рабочее время своими болячками. Начальники гнобят своих подчиненных, чтобы резво трудились, но денег просить не вздумали ни при каком раскладе. В сфере услуг тебя тоже часто принимают как интервента.

Так вот и с продуктами питания, без которых просто никак не обойтись. Производители, продавцы и потребители - это вечное противостояние. Долгие советские годы мы боролись за изобилие и разнообразный ассортимент, которыми очень дорожим. Теперь ведем войну за качество и сервис. С переменным успехом.


Московская правда, Москва
Автор: Ирена ТАТОНОВА