11
декабря
2013
Пресса о нас

Молоко - деликатес?

"Если эта тенденция сохранится, то молоко может получить статус элитного продукта, и россияне не смогут его себе позволить, - заявил Андрей ДАНИЛЕНКО, председатель правления Национального союза производителей молока ("Союзмолоко"). - И это при том, что отечественный ценник уже выше европейского". В прошлом номере "АиФ Тамбов" мы рассказывали о "молочных" проблемах. Сегодня -продолжение темы.

В режиме холостого хода Роман Балобаев, зоотехник одного из племзаводов, говорит, что цена закупки молока с лета увеличилась на 20-25%. Сегодня переработчики приобретают этот продукт у товаропроизводителей по цене от 15 до 30 руб. за 1 кг. Ценовой разброс объясняется объемами закупок и качеством молока. Но рентабельность (прибыльность) в этом хозяйстве осталась на прежнем уровне. Почему? Все просто. Темпы роста стоимости ГСМ, электроэнергии, кормов, запасных частей и так далее гораздо выше, чем динамика закупочных цен. Все это говорит о том, что производство молока в регионе и стране по-прежнему остается малоприбыльным.

Стоит ли удивляться, что в регионе на протяжении последних лет сокращалось дойное стадо? Вот почему сегодня явно ощущается недостаток молока. Кроме того, некоторые производители вывозят молоко за пределы региона. Региональные власти с этим пытаются бороться - предоставляют субсидии только тем хозяйствам, которые работают на внутреннем рынке.

Кстати, о субсидиях. По словам Андрея ДАВЫДОВА, и. о. начальника отдела сельского хозяйства Тамбовского района, дотации из федерального бюджета составляют 1,4 руб., из областного 1,5 руб. за 1 кг реализованного молока. Конечно, этих средств недостаточно для подъема отрасли. Андрей Алексеевич говорит, что в Германии дотации на 1 гектар земли составляют 200 евро. Нам хоть бы половину от такой суммы, и мы жили бы не хуже, чем в Европе.

Словом, опять в выигрыше торговые сети. Сегодня в магазинах в среднем литр молока стоит 40 руб. То сеть в два раза выше закупочной цены.

Что делать?

Конечно, наращивать объемы выпуска молока. В этом году производство этого продукта в регионе увеличилось на 3%. Введены в эксплуатацию несколько крупных ферм и молочных комплексов. Но этого явно недостаточно. А между тем нужно насыщать рынок " живым " молоком. Сегодня несколько хозяйств реализуют в областном центре бочковое молоко. Но основные потребители - это старшее поколение. Молоко из бочки и дешевле, и полезнее. Но молодежь предпочитает покупать в супермаркетах " пластиковое " молоко. Это говорит о том, что культура потребления молока у нас на довольно низком уровне.

Нужно еще привлекать и мелких производителей молока. Можно использовать воронежский опыт. В этом городе на мини-рынках организована цивилизованная продажа фермерского молока в небольших павильонах. У них есть вся разрешительная документация. У нас бабушки продают молоко прямо с земли в пластиковых бутылках, найденных неизвестно где.

Но, увы, в пригородных селах почти не осталось на подворьях КРС, равно как и земли у сельских жителей, которые сдали ее в аренду или продали крупным растениеводческим хозяйствам. Сегодня негде пасти домашний скот и косить траву на корма. Сказывается непродуманная политика государства в земельном вопросе. Кстати, сейчас прорабатывается вопрос расширения областного центра за счет пригодных земель одного из животноводческих хозяйств области. Стоит ли рубить сук, на котором сидим? А без собственной кормовой базы заниматься молоком невыгодно. По всей видимости, животноводство достигло дна. По закону маятника отрасль постепенно начинает оживать. Хотелось бы, чтобы это происходило быстрее, чем рост цен на молоко.


Аргументы и Факты, Тамбов