Запрет на импорт еды стимулировал рост промпроизводства в сентябре
Промпроизводство в России выросло на 2,8% в сентябре, хотя экономисты предсказывали продолжение стагнации в секторе, начавшейся в августе. Растут отрасли, связанные с производством санкционных продуктов питания – сыров и мяса.
В августе промышленность не росла. Опрошенные Интерфаксом экономисты ожидали, что нулевой рост продлится и в сентябре. Медианное значение прогноза, составленного Bloomberg, предполагало минимальный рост на 0,1%.
Фактический рост на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года застал экспертов врасплох. Отчасти высокий рост в сентябре объясняется календарным фактором – в сентябре 2014 года было на один рабочий день больше, чем в сентябре 2013 года (в августе ситуация была с точностью до наоборот). Но и с учетом исключения сезонного и календарного факторов промпроизводство в сентябре выросло на 1,6%.
Помогло введенное в первой половине августа эмбарго на ввоз продовольствия из ряда стран. В сентябре значительно выросло производство сыров и сырных продуктов – на 16,7% к сентябрю 2013 года (за 9 месяцев на 10,2%), мяса и субпродуктов – на 12,2% (на 11,4%), мясных консервов – на 11,7% (на 1,2%), мяса птицы и субпродуктов из нее – на 10,3% (на 7,4%).
Это следствие антисанкций, прокомментировал Bloomberg стратег Danske Bank Владимир Миклашевский. Впрочем, по его мнению, не стоит рассчитывать, что этот драйвер роста будет столь же сильным в будущем. Кроме того, на результаты в промышленности давит сокращение капитальных инвестиций.
«Доля импортных сыров в России была довольно велика, и когда объявили о введении санкций, торговые сети и магазины начали судорожно искать поставщиков. Сыроделы получили возможность увеличить присутствие на рынке и стали наращивать производство - активно закупать сырое молоко и производить и сыры, и сырные продукты. В целом по России перерабатывающие мощности были недозагружены на 40–45%, поэтому инвестиций в новые производства не потребовалось», – говорит председатель правления национального союза производителей молока Союзмолоко Андрей Даниленко.
Подобный рост не имеет никакого отношения к санкциям, ввести новые мощности за два месяца, которые прошли с введения «продуктового эмбарго», невозможно, не согласен президент Мясного союза Мушег Мамиконян. Это результат последних двух-трех лет госпрограммы поддержки АПК, и по итогам можно ожидать роста производства мяса и птицы на уровне 9–12%.
Основной рост в сентябре пришелся на обрабатывающие производства – на 3,6% в годовом выражении после снижения на 0,4% в августе. Производство в сфере добычи полезных ископаемых выросло в сентябре на 2,4% после роста на 0,8% в августе. В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды наблюдалось снижение на 0,8% после роста на 1,2% в августе.
Несмотря на хорошие показатели текущего роста выпуска, настроения самих промышленников ухудшились в сентябре, следует из итогов обследования более 20 тыс. руководителей организаций различных секторов экономики, опубликованного в начале этой недели Центром конъюнктурных исследований НИУ-ВШЭ. Индекс предпринимательской уверенности в промышленности снизился в прошлом месяце по сравнению с августом на 1 п.п. и составил –5%. Такое низкое значение индикатора наблюдалось последний раз в мае 2010 года.
Пессимистичный настрой предпринимателей вынуждает экспертов ВШЭ дать «самый оптимистичный» прогноз по росту объемов отгруженной продукции в промышленности в целом за год в районе 0,8–1%. Минэкономразвития ранее повысило прогноз по промпроизводству на 2014 год с 1 до 1,7%. Годовой консенсус-прогноз Интерфакса по росту промпроизводства равняется 0,8%.
Ряд факторов еще может оказать позитивное влияние на рост в промышленности до конца года, но степень их влияния сложно рассчитать. Также на четвертый квартал придется повышенный объем реализованной продукции с длинным производственным циклом (ядерные реакторы, самолеты, турбины, подъемно-транспортное оборудование, энергетическое оборудование и т. д.).
Не исключено также, что эффект даст обещанное властями импортозамещение. «Конечно, в основном данный механизм должен проявить себя за пределами 2014 года, но определенное замещение вполне может наблюдаться в текущем году, особенно по украинской экспортной номенклатуре», – считают эксперты ВШЭ.
Впрочем, даже действие всех этих факторов может добавить отрасли в целом по итогам года максимум 0,2–0,3% роста.
Дмитрий Коптюбенко, Ирина Жаворонкова