Цены будут поднимать каждые две недели
С тех пор как в России появились первые торговые сети, начались и их войны с поставщиками продукции, в первую очередь с местными производителями. Закон «О торговле» лишь отчасти урегулировал конфликты. Но кризис вновь обнажил оставшиеся противоречия. Недоступные кредиты ввиду высокой ключевой ставки, девальвация рубля привели к росту цен у производителей. В то же время автоматически повышаются и торговые наценки, поскольку некоторые из них привязаны к объемам поставляемой продукции. Все вместе может еще больше снизить спрос на товары, от чего мелкие и средние производители и импортеры попросту разорятся, что в свою очередь грозит банкротством мелким торговым сетям и снижением оборотов крупным. В таком случае государственная программа импортозамещения в аграрном секторе может вовсе провалиться. Чтобы найти выход из критической ситуации, ритейлеры и поставщики «выбрались из-за баррикад» и собрались за столом антикризисного штаба «Деловой Росси».
«Если мы сами не найдем выход, то его найдут за нас и без нас, поскольку государству важна социальная защита населения, а значит и регулирование цен», - обозначил проблему бизнес-омбудсмен Борис Титов. Цены для государства – вопрос социальной важности, поэтому есть риск, что их начнут регулировать законодательно. Одна из причин избыточного роста цен как раз в непрозрачности отношений поставщиков продукции и продавцов.
Ценники можно будет менять каждые две недели
Для производителей сейчас критически важно, чтобы ритейлеры сократили периоды повышения цен. Речь идет по сути об изменениях контрактов и приложений к ним, которые заключаются обычно раз или два раза в год.
«Мы предложили вне условий контракта повысить цены, зафиксировав курс евро на уровне 65 рублей, в то время как он был уже 75 рублей, так никто не пошел навстречу, - посетовал основатель ведущего импортера алкоголя Simple Group Максим Каширин. – Говорят, надо 45 дней ждать. Представьте теперь наши убытки ввиду роста евро».
При объективном повышении себестоимости продукции многие торговые сети попросту отказываются менять ценники, опасаясь лишний раз привлечь внимание инспекторов ФАС и прокуратуры.
«Но для предприятий ситуация критическая, поскольку мне уже несколько производителей молочной продукции заявили, что, если сейчас сети не поднимать закупочные цены, то впору будет останавливать производство, - обосновал значимость проблемы председатель «Союзмолоко», уполномоченный по защите прав предпринимателей в сфере торговой деятельности Андрей Даниленко. - То есть сейчас это самый острый вопрос – выживание. Если начнут сворачивать производство, то и торговые сети будут лишаться ассортимента».
Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АККОРТ) Андрей Карпов сообщил, что члены организации уже приняли меморандум, в котором говорится о том, что они готовы менять цены по уведомлению поставщика каждые 13 дней. Но это временная антикризисная мера – до 31 марта. Это, кстати, стало первой хорошей новостью и первым значимым компромиссом между поставщиками и ритейлерами. «Если ситуация изменится к лучшему, можно отменить эту меру, если будет ухудшаться, может и продлим», - уточнил Андрей Карпов.
Поставщики бесплатно кредитуют продавцов
По данным АКОРТ, в среднем срок оплаты за товар сейчас составляет 10-20 дней, в некоторых случаях 30-40 дней. Однако поставщики уверяют, что есть магазины, которые не рассчитываются по три-шесть месяцев. В нынешней ситуации такое, по сути, бесплатное кредитование сетей особенно убийственно для предприятий, которые лишились возможности брать кредиты.
Однако, по словам исполнительного директора Союза независимых сетей Сергея Кузнецова, некоторые мелкие ритейлеры уже готовятся к банкротству, поэтому поставщикам надо это понимать и в некоторых случаях по мере возможности идти на уступки: «Если мы сейчас закрутим гайки и установим законодательно жесткие сроки оплаты за товар, то многие прилавки попросту исчезнут. Поскольку большинство мелких сетей держались на коротких кредитах для операционной деятельности, брали средние для развития и открытия новых точек».
Предложенные в ноябре депутатом Ириной Яровой поправки в закон «О торговле» предполагают установить сроки оплаты за товар от трех (для скоропортящихся товаров) до 30-ти дней со времени поставки (для прочих). Члены АКОРТ считают это драконовской мерой.
Депутат Госдумы и сопредседатель «Деловой России» Елена Николаева в свою очередь посетовала, что нередко торговые сети возвращают товар без его оплаты, даже не выложив его ранее на полку. Но и за проданный товар оплату можно ждать более полугода. «Чтобы нашими деньгами не было повадно пользоваться бесплатно, предлагаю установить штраф за нарушение сроков оплаты. Такую поправку мы предложим в Госдуме», - сообщила депутат.
Проверками цены не снизить
В настоящее время почти все торговые сети и производители социально значимых продуктов переживают набеги инспекторов из Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и прокуратуры. Представители последней уже заявили, что выявили факты повышения цен на различные товары от 10% до 150%. В свою очередь Минэкономразвития уже констатирует продуктовую инфляцию до 16% в начале года. Крупы и сахар вообще подорожали на 25-30%. Предприниматели опасаются, что такая тревога властей может обернуться их законодательным ограничением.
Глава ФАС Игорь Артемьев уже заявил премьер-министру Дмитрию Медведеву, что в большинстве случаев повышение цен необъективно». «Рост цен на мясо, овощи, другие продукты питания, гречневую крупу, а также сахар, рост цен на который нас беспокоит в последнее время, и подсолнечное масло связан только с необъективными причинами, это - большая часть в этой цене», - подчеркнул Артемьев и отметил, что ФАС уже возбудила 98 дел по фактам завышения цен, «никак не связанного с внешней конъюнктурой». ФАС совместно с другими органами власти, в том числе представителями Генпрокуратуры, намерена продолжить проведение проверок и ежедневный мониторинг, в том числе реагируя на обращения граждан по "горячей линии" ведомства, сообщил Артемьев.
«Сейчас прокуратура запрашивает тонны документов при проверке, - посетовал Александр Карпов. – Причем все договоры – и поставки, и логистики, и аренды. Порой запрашивают документы, сути которых сами не понимают и не знают, что с ними делать».
Предприниматели также опасаются, что контролирующие органы, не найдя явных злоупотреблений при повышении цен, начнут подгонять итоги проверок под необходимый им результат.
«Они порой не понимают механизм ценообразования и тому же ФАС всюду мерещится картельный сговор, - поделился опытом общения с ведомством Андрей Бодин, председатель правления «Союзсахара». – Вот наши предприятия сейчас проверяют, а у нас повысились единовременно оптовые цены на сахар. Боюсь, что это могут посчитать сговором, в то время как цены повысились, поскольку при отсутствии кредитов всем понадобились оборотные средства для новых закупок».
Борис Титов заверил участников заседания антикризисного штаба, что готов обратить внимание прокуратуры на излишнее увеличение надзорно-контрольной деятельности. Но только для этого ему необходимо собрать коллективные обращения от руководителей отраслевых объединений о фактах злоупотреблений или ошибках со стороны инспекторов.
Фиктивные договоры не в тренде
Кризис, возможно, позволит хотя бы на время решить наболевшую проблему фиктивных договоров на оказание услуг торговыми сетями. Установленные в законе нормы о закрытом перечне услуг позволяют ритейлерам продавать по сути вымышленные маркетинговые или информационные услуги. В итоге общий объем законных и полузаконных сборов прибавляет к закупочной цене дополнительно до 50-60%, помимо розничной наценки.
«Доходит до смешного: с нас требуют до 10% на информационные услуги, а выдают сведения о том, в каких своих точках сколько нашего товара продано – то есть обычную свою статистику, - жалуется председатель совета директоров ОАО «Синергия» (стройматериалы и строительство) Александр Мечетин. – По сути сети съедают тот ресурс, который и может быть направлен на импортозамещение. Поэтому мы предлагаем ввести запрет на навязывание услуг, надо ограничить их размер тремя процентами». «Не вижу в этом большой проблемы, поскольку такие фиктивные договоры ФАС легко выявляет. Это предмет договренности сторон и не более. Мы лично за отмену таких договоров, это оговаривается в кодексе добросовестных поставок», - не согласился Андрей Карпов.
Однако поставщики проблему видят, что называется, изнутри. Из 15% допустимых законом услуг 5% - это услуги с открытым перечнем, то есть можно выдумать что угодно.
«В итоге у нас произошел конфликт с налоговой инспекцией. Мы по требованию сетей выпустили некий каталог продукции за свой счет, а налоговая эти затраты к зачету не приняла, поскольку стоимость его оказалась как у энциклопедии», - говорит Максим Каширин.
Проблема фиктивных договоров не решается много лет, поскольку поставщики предпочитают не жаловаться в ФАС на торговые сети, опасаясь с их стороны отказа в месте на полке. «Вот покажите нам, кто именно и на что жалуется, - негодовал GR-директор X5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) Сергей Дегтярь. – Почему-то на нас даже бывшие поставщики не жалуются. Значит это элемент давления, а не отражение реальной ситуации».
Конкретные компании на заседании штаба ему, конечно, никто не назвал. Но оказывается, с дискриминацией можно вполне успешно бороться коллективно. Исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков обратил внимание, что в случае, когда их объединение пыталось обжаловать непомерные аппетиты торговой сети, то в ответ им первым делом пришло письмо с требованием указать, кто именно недоволен. Объединение отказалось выдавать своих, но менеджеры торговой сети – а как известно из СМИ, это был «Седьмой континент» – вычислили трех поставщиков и поставили им ультиматум: подписать письмо о том, что согласны со всеми условиями торговой сети.
«Мы показали всю эту переписку ФАС и Минпромторгу, не указывая, какая именно торговая сеть так поступает, - рассказал Сергей Гудков. – И предупредили ритейлера, что если все останется как есть, их название станет известно властям. Вот только так, за счет единой позиции всего союза, нам удалось сломить позицию торговой сети. От своих драконовских условий они отказались. А в одиночку жаловаться бесполезно».
В качестве компромисса, чтобы поставщики не опасались возмездия со стороны своей торговой сети на жалобы, а те в свою очередь не допускали явных нарушений, Максим Каширин предложил внести в закон «О торговле» норму, согласно которой поставщик будет обязан автоматически уведомлять ФАС обо всех заключенных с продавцами договорах.
«То есть тогда ФАС будет знать, кто, где и как превышает аппетиты, а виноватых найти будет невозможно, поскольку поставщик скажет: да, мы согласились с вашими условиями, но ФАС обязаны уведомлять автоматически, как и Росстат, например», - предложил предприниматель.
Большие бонусы
Но основной проблемой все же остается высокая, до 10-15% от выручки, стоимость «входного билета» - ретро-бонуса. «Здесь мы вовсе не понимаем позицию торговых сетей. Например, руководство X5 Retail Group соглашается с нами: да, ретро-бонусы должны быть меньше. Но менеджеры, с которыми приходится договариваться, считают наоборот, что бонусы должны быть больше, - недоумевает Максим Каширин. – Сейчас большие ретро-бонусы – крах для импортеров».
Кстати, законопроект Яровой предполагает ограничение бонусов до 1% от оборота. Борис Титов заметил, что если и вводить ограничения, то с оговоркой, что плата за такие дополнительные услуги должна быть фиксированной или иметь диапазон для разной группы товаров, но она не должна взиматься с объема закупок.
Сенатор и бывший совладелец торговой сети «Дикси» Николай Власенко напомнил, что в кризис 1980-х годов в США власти тоже озадачились размерами ретро-бонусов. «Но потом поняли, что бонусы – это затраты на маркетинг, продвижение товара. Без этого спрос упадет еще больше и производители больше потеряют от снижения оборотов». Я вообще не пойму суть обвинений в непомерных аппетитах. Большинство торговых сетей – публичные компании, достаточно просто посмотреть по их открытым отчетам уровень рентабельности. Я не заметил, чтобы она у кого-то была непомерно большой», - заявил Власенко.
Но органы власти вряд ли будут взвешивать все «за» и «против», скорей всего, предпочтут в очередной раз закрутить гайки всем подряд, что приведет к стагнации потребительского трынка и пищевого производства. Поэтому при антикризисном штабе «Деловой России», как объявил Андрей Даниленко, будет создана совместная рабочая группа из представителей всех «враждующих сторон» для обобщения всех предложенных мер и выработки консолидированных предложений, которые в ближайшее время будут направлены в органы власти.