04
марта
2015
Пресса о нас

Игорь Шувалов предложил узаконить Кодекс добросовестных практик

О том, что первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил внести изменения в законодательство, которые бы сделали обязательными и для ретейлеров, и для поставщиков достигнутые в Кодексе добросовестных практик договоренности, РБК рассказали несколько участников встречи с зампредом правительства. Совещание у Шувалова, прошедшее во вторник, было посвящено состоянию российского продовольственного рынка и проходило в рамках заседания Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

Встречу посетили представитель Министерства сельского хозяйства, замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, несколько губернаторов, главы крупнейших производственных и торговых компан​ий, к примеру, основатель сети Сергей Галицкий и глава ГК «Дикси» Илья Якубсон. На встрече, длившейся около часа, участники обсуждали текущие проблемные для отрасли вопросы. ​По словам исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрея Карпова, Игорь Шувалов считает, что часть решений, принятых в рамках реализации Кодекса добросовестных практик и реально работающих, уже могли бы быть внесены в законодательные акты.

«Мы с вами должны поддерживать лучшие стандарты поведения на рынке», – цитирует заявление Шувалова пресс-служба вице-премьера по итогам совещания. Официальный представитель первого секретариата вице-премьера Игоря Шувалова уточнил, что представителям крупных и малых сетей, производителям продукции и оптовикам было предложено подготовить свои предложения по внесению отдельных положений Кодекса добросовестных практик в закон «О торговле» в течение недели.

С предложением внести в закон о торговле положения, предусмотренные кодексом, выступили поставщики, рассказал РБК руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. От лица поставщиков и Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС) на совещании это предложил глава «Союзмолока» Андрей Даниленко, уточняет Юшин. «Шувалов сказал, что это хорошая идея, и предложил МЭС в течение недели предоставить в правительство свои предложения о том, какие именно нормы Кодекса добровольных практик должны стать нормами закона», – уточняет глава национальной мясной ассоциации. По его словам, сейчас далеко не все сети и поставщики подписали этот кодекс, и выполняют его далеко не все, даже подписавшие, – и со стороны сетей, и со стороны поставщиков, признался Юшин.

«Нужно оценить, какие именно нормы Кодекса действительно важны для поставщиков и ретейлеров и принудить обе стороны выполнять эти практики. А Кодекс может продолжать жить и дальше, пополняясь новыми правилами и нормами», – считает он. «Мы активно участвовали и в создании Кодекса добросовестных практик, и было бы логично, чтобы то, о чем мы договорились с сетями, было закреплено законодательно», – сообщил председатель правления отраслевой ассоциации «Союзмолоко» Андрей Даниленко. Карпов из АКОРТ также уверен, что решения, которые смогла сформировать отрасль и которые доказали свою эффективность вполне могут стать законодательным актом. «Еще на стадии проработки кодекса предполагалось, что когда-то в будущем он может стать частью законодательной практики», – объясняет Андрей Карпов.

«Важно то, что Шувалов впервые озвучил возможность внесения изменений в закон «О торговле», раньше он их в целом не поддерживал», – отмечает один из участников совещания. Джентльменское соглашение О подготовке документа под названием «Кодекс добросовестных практик» стало известно в ноябре 2011 года. Кодекс разрабатывался на базе Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка, в его подготовке участвовали Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет федеральные торговые сети), Национальная мясная ассоциация, Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз», Национальный союз производителей молока «Союзмолоко», «Русбренд», а также объединения малого и среднего бизнеса.

По словам инициаторов создания документа, кодекс был призван «снять самые острые противоречия, возникающие между ретейлерами и поставщиками в рамках соблюдения закона «О торговле» (вступил в силу в феврале 2010 года). Спустя почти год, в октябре 2012 года документ прошел согласование в ФАС. Положения кодекса, подписанного крупнейшими ретейлерами и большинством отраслевых ассоциаций поставщиков, предусматривают применение процедур, не прописанных в федеральном законе. Например, в кодексе прописан срок согласования изменения цены, который не должен превышать 45 дней, а также дается двухнедельный срок, чтобы выразить свое несогласие с обоснованием изменения цены. В документе прописаны сроки уведомления о выводе продукции из ассортиментной матрицы, закреплено положение о том, что до момента официальной даты вывода продукции стороны должны выполнить все взаимные обязательства.

В отношении маркетинговых акций кодекс предусматривает согласование их проведения и предоставление исчерпывающей отчетности со стороны сети о подобных мероприятиях, для недопущения принуждения со стороны сетей поставщиков к участию в подобных акциях. В перечне добросовестных практик указано, что сети должны сами удовлетворять жалобы потребителей на качество продукции, без требования возмещения затрат с поставщиков, если сеть не сможет доказать, что товар был некачественным еще до его передачи в магазин. Также была создана комиссия по применению кодекса, чьей задачей является разрешение споров между сторонами. Что стоит внести в закон о торговле Опрошенные участники отрасли в основном называют сразу несколько положений Кодекса, которые, по их мнению, заслуживают быть прописанными в законе «О торговле». Важными отмечаются такие положения, как ограничение суммы штрафов за недопоставку товара в размере не более 15% от недопоставки. В случае недопоставки 5% штраф вообще не накладывается. Раньше штрафные санкции у всех сетей были разными, напоминает Андрей Карпов.

Директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков среди эффективных положений также называет привязку ретробонуса к реальному объему продаж, предсказуемость процедуры вывода товара из ассортиментной матрицы сети, признание недобросовестной практики фиктивных договоров по продвижению товаров и ограничение сроков принятия цен. Председатель МЭС и председатель комитета ТПП по развитию потребрынка Александр Борисов пока не комментирует то, какие части практик Кодекса будут внесены на рассмотрение правительства. Однако говорит, что компромисс между торговыми сетями и поставщиками в рамках Совета найден не по всем нормам Кодекса, и может быть найден только в ходе обсуждения. «В ближайшее время мы будем обсуждать все возможные варианты, чтобы понять, какие именно нормы мы можем предложить», – говорит он. По мнению Борисова, вряд ли сети согласятся принять те формулировки, которые есть в законопроекте об изменениях в закон о торговле, предложенных Ириной Яровой, – например ограничение бонусов и маркетинговых акций, считает он. «Сейчас, независимо от точки зрения сторон, на рынке сложилась некая стабильность, которая позволяет принимать решения в том числе по заморозке цен, но если предлагаемые поправки вступят в силу, и баланс интересов пошатнется, пострадают все», – уверен он.