16
марта
2015
Пресса о нас

Отпущены на саморегулирование — до сентября

Собирали его, чтобы обсудить, как эффективнее сдерживать рост потребительских цен. Напомним, что некоторое время назад Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) приняла решение заморозить на несколько месяцев цены на социально значимые товары, за что глава правительства сети похвалил.

Но подспудно на совещании решался другой вопрос: насколько далеко готово зайти государство в регулировании цен, процедур ценообразования и взаимоотношений между розничными сетями и производителями продовольствия? В текущей кризисной ситуации при высоких темпах продовольственной инфляции, чреватых ростом социальной напряженности, как торговцы, так и поставщики опасаются, что власть пойдет на популистские меры. Так, в Госдуме постоянно витает мысль о введении жесткого, почти как в СССР, госрегулирования цен. К тому же недавно группа депутатов подготовила поправки к действующему Закону о торговле, в которых детальнее, чем сегодня, прописаны правила взаимодействия розничных сетей и поставщиков.

И недаром два участника совещания со вздохом облегчения сообщили по его завершении, что самого страшного не произошло: усиления регуляторной и надзорной роли государства пока не предвидится. «Славу богу, сразу отмели как нерабочий такой вариант, как фиксация цен или наценок», — говорит Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока (Союзмолоко). «Я чрезвычайно доволен состоявшейся встречей, — вторит ему Илья Якубсон, президент ГК “Дикси”. — Очень важно, что по принципиальным вопросам позиции бизнеса и власти совпадают. Речь идет, в частности, о недопустимости регулирования цен и торговых наценок, о нежелательности избыточного административного давления, о стремлении предпринимать изменения в госрегулировании потребительского рынка в тесном взаимодействии с его участниками».

Основные выводы, к которым пришли стороны на совещании: нужно снижать административные барьеры в виде проверок и разрешительной документации, стимулировать создание торгово-распределительных центров кооперации — «инфраструктуры, которая существует на Западе для того, чтобы мелкий и средний производитель мог иметь более прямой доступ к потребителю», поясняет Андрей Даниленко. И наконец, ритейлерам и производителям предложено искать решение некоторых спорных вопросов их взаимодействия на основе саморегулирования в рамках действующего уже не первый год Межотраслевого экспертного совета (МЭС). Прежде всего это платежи за появление товара на полках магазинов. Законодательное ограничение бонусов для торговли привело к тому, что некоторые сети стали заключать с поставщиками фиктивные договоры на оказание маркетинговых услуг, что стало скрытой формой сохранения бонусов. «Теперь огромная армия юристов занимается придумыванием этих договоров, это огромные риски в случае внимания со стороны налоговых инспекций, для шантажа, что тоже приводит к повышению издержек, — рассуждает Андрей Даниленко. — Кроме того, это создает избыточную непрозрачность по ценам». С другой стороны, производители заинтересованы в сохранении стимулирующих продажи выплат. «Если сеть говорит, что будет больше места на полке давать, чтобы мы больше продавались, я готов платить, — продолжает Даниленко. — Но когда сеть говорит: мол, просто за то, что я тебе разрешу встать на полку, заключи спонсорский договор с нашей футбольной командой, — это ненормально».

Вокруг этих проблем и других финансовых аспектов взаимодействия производителей и сетей (например, по штрафам за недопоставку) возникает масса разногласий. И эти разногласия они должны разрешить к сентябрю. В противном случае правительство, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, само возьмется корректировать Закон о торговле: «Мы говорим только о том, что перед тем, как что-либо туда вносить, мы должны использовать инструменты саморегулирования».