13
мая
2015
Пресса о нас

Торговле поджимают сроки

Поставщики договорились с ритейлерами сократить отсрочку платежей за поставленные товары. Пока, правда, речь идет лишь о тех случаях, когда в сопроводительную документацию, в том числе накладные и счета-фактуры, вносились изменения. Производители рассчитывают, что это решение позволит в некоторых случаях уменьшить отсрочку платежа в два раза.

Теперь у торговых сетей есть десять рабочих дней с момента получения исправленной документации на оплату поставленного товара. Это условие будет действовать, если уточняющие документы были предоставлены поставщиком менее чем за десять дней до истечения сроков оплаты, предусмотренных в договоре поставки. Такие изменения есть в протоколе заседания комиссии по применению Кодекса добросовестных практик, прошедшего 24 апреля (копия есть у "Ъ"). Ритейлеру отводится пять рабочих дней на предоставление информации поставщику о допущенных ошибках в документации, а у поставщика есть также пять дней на исправление ошибок и предоставление обновленных бумаг. Превышение этих сроков комиссия признала недобросовестной практикой. По словам главы Рыбного союза Сергея Гудкова, от принятого решения выигрывают поставщики товаров с длительным сроком хранения, потому что если стороны выполняют установленные сроки, то дата оплаты не меняется. Для поставщиков же скоропортящейся продукции срок оплаты будет немного увеличен, отметил господин Гудков.

Омбудсмен по торговле и председатель правления "Союзмолока" Андрей Даниленко рассказывает, что в комиссию и аппарат омбудсмена постоянно поступали жалобы от поставщиков, от которых сети требовали произвольный список документов, сопровождающих поставку. "В некоторых случаях из-за подобной практики оплата за поставленный и уже реализованный сетью товар поступала производителю более чем через сто дней",— говорит господин Даниленко. "Большинство сетей четко и в срок, установленный договором, оплачивает поставленный товар, но встречаются и случаи затягивания",— признает гендиректор холдинга "Помидорпром" Роман Гулевский.

Если решение комиссии будет четко соблюдаться всеми торговыми операторами, то средний срок отсрочки оплат ими полученного товара уменьшится, и вопрос о законодательном снижении отсрочки платежа может быть снят законодателями с повестки дня, уверен директор FMCG-дивизиона АФГ "Националь" Борис Шабанов. В январе в Госдуму группой депутатов и сенаторов был внесен законопроект, предлагающий снизить до 5, 20 и 35 дней (для продуктов, срок годности которых менее 10, 10-30 и более 30 дней соответственно) срок оплаты поставленных товаров. По действующему закону у ритейлера есть 10, 30 и 45 дней соответственно.

Решение по срокам оплаты было компромиссным, говорит член координационного совета Союза независимых сетей и собственник сети "Тэмле" Ринат Сулейманов. Он признает, что на рынке есть недобросовестные сети, которые не вовремя присылают уведомления об ошибках в документах, но подчеркивает, что предоставление неверной документации также признано недобросовестной практикой. "Торговые сети работают с огромным количеством бумаг, поэтому каждое исправление проблематично",— сетует господин Сулейманов. В Ассоциации компаний розничной торговли от комментариев отказались.

Помимо решения об отсрочке платежей при исправлении сопроводительной документации комиссия признала недобросовестной практику, когда ритейлер включает в договор поставки пункты, "ограничивающие возможности или вводящие ограничения или моратории для поставщика или торговой сети направлять контрагенту предложения по изменению условий договора". Предправления "Руспродсоюза" Максим Протасов объясняет, что сейчас в договорах целого ряда сетей существуют ограничения на срок предоставления поставщиком предложений по изменению цены поставки. "Например, поставщик может предлагать сети изменить цену поставки не чаще одного раза в квартал или не ранее чем через 120 дней после последнего изменения цены",— рассказывает господин Протасов. Теперь же ритейлеры должны будут рассматривать предложение поставщика в течение 45 дней.