Андрей Даниленко: мы договорились с Минсельхозом о создании рабочей группы по разработке "дорожной карты" для молочной отрасли
Milknews: Как сейчас обстоят дела с фальсификацией молочной продукции в России?
Андрей Даниленко: Существует фундаментальная проблемы – фальсификат. Существует она уже довольно давно и в зависимости от экономической ситуации в стране и отрасли степень ее острота меняется. Если возникает дефицит сырья или резко растет цена сырого молока, сразу же возникает потребность в более дешевых компонентах. Пальмовое масло – самый дешевый заменитель молочных жиров. Ограничение импорта молочных продуктов, в первую очередь, сыра привело к тому что возник большой спрос на сырое молоко, что привело к росту цен на него, а это, в свою очередь, к тому, что производители начали искать способы снижения себестоимости, в первую очередь за счет добавления пальмового масла.
Milknews: C момента введения эмбарго прошло уже более 9 месяцев, ситуация не стабилизировалась за это время?
Андрей Даниленеко: Напротив, ситуация становится все хуже и хуже, потому что безнаказанность как была, так и есть сейчас. Уровень ответственности за нарушения мизерный, и процедура проверок и осуществления решений по административным наказаниям слишком забюрократизирована слишком длительная. Это приводит к тому, что ни для кого из фальсификаторов нет особой опасности в осуществлении этой деятельности. Надо решать проблему через законопроект об увеличении штрафных санкций за фальсификат. Он давно уже внесен в Думу депутатом Виктором Звагельским, но даже не вынесен на первое чтение.
Milknews: Готовящиеся изменения в техрегламенте на молоко и молочную продукцию, возможно, спасут ситуацию? Особенно, если это будет решено на уровне Таможенного союза, как пообещала белорусская сторона.
Андрей Даниленко: Изменения в маркировке, поправки в техрегламент не имеют никакого смысла, если вопрос не будет решен фундаментально - если не будет ужесточено наказание за его нарушение. Очередные поправки в техрегламент только усложнят жизнь добросовестным производителям, которым придется менять упаковку, оборудование, возможно, корректировать, сырьевую базу. А для тех, кто занимался фальсификатом только появятся дополнительные преимущества, поскольку добросовестным молочникам будет труднее конкурировать. На уровне правительства должно быть принято волевое решение, что фальсификата не должно быть, а для того, чтобы его искоренить, должно быть соответствующее наказание, достаточно весомое, чтобы этим не заниматься.
Milknews: Есть другая проблема – контрафакт, когда запрещенная к ввозу продукция попадает-таки в страну через всевозможные лазейки. Как это происходит и что с этим делать?
Андрей Даниленко: Эта проблема не менее важна. Запрещенную продукцию ввозят либо через код «прочие пищевые продукты», либо как безлактозную молочную продукцию. Другой путь – импорт под видом транзита, когда страной назначения указывается Киргизия или Казахстан, а на самом деле продукция остается внутри России. Для этого тоже нужны соответствующие наказания, потому что нет ничего страшнее для рынка чем условия, когда добросовестность становится невыгодной по сравнению с фальсификацией.
Milknews: Какой уровень наказания, по Вашему мнению, необходим?
Андрей Даниленко: Оптимальный подход – оборотные штрафы. В некоторых странах довели до годового оборота предприятия, но даже если бы это был месячный оборот предприятия, это было бы эффективно. Сейчас эти штрафы не соответствуют даже дневному обороту предприятия, штрафные санкции в 10, 50 или даже 100 тысяч рублей смешны. Сколько мы ни меняем техрегламент, сколько мы ни кричим об этом, ничего не изменится, пока не будет конкретных неотвратимых и жестких наказаний.
Milknews: Если есть уже законопроект, если он так нужен, почему он до сих пор не принят?
Андрей Даниленко: Более того – есть даже уже поручение президента по этому поводу, но он даже не обсужден еще в Думе. Его, на наш взгляд, блокируют, и об этом факте также говорил президент.
Milknews: Очевидно, мы не сможем решить вопрос с фальсификатом и контрафактом без белорусской стороны. О чем договорились министры сельского хозяйства двух стран на недавней встрече?
Андрей Даниленко: Договорились внести изменения в Техрегламент по молочке. Позже, на совещании у заместителя министра сельского хозяйства Александра Петрикова по нашему обращению мы договорились в рамках «дорожной карты» о создании совместной с белорусами рабочей группы, чтобы согласовывать цены.
Milknews: В отношениях с Белоруссией есть еще одна проблема – выровнять уровни субсидирования молочной отрасли. Как это будет происходить?
Андрей Даниленко: У белорусов прямая поддержка государства сельскому хозяйству не намного больше, чем у нас, но есть кардинальная разница: у них есть доступ к очень дешевым кредитным ресурсам, ставки ниже уровня инфляции. По сути этот кредит безвозмездный, так как за время срока он девальвируется. Нам нужно определиться: идем ли мы по пути уравнивания поддержки по всем направлениям, например, создаем такую же льготную систему кредитования для молочной, как в Белоруссии, либо мы даем дополнительный уровень государственной финансовой поддержки, который позволяет аграриям брать те дорогие кредиты, которые есть сейчас. Запретить белорусам давать своим производителям льготные кредиты мы не можем.
Milknews: Получается, что в любом случаен уравнять уровни поддержки можно только, если России «подтянется» до Белоруссии?
Андрей Даниленко: Естественно. На самом деле белорусы правильно сделали. Расчеты СОЮЗМОЛОКО показывают, что ключевая проблема себестоимости производства молока в РФ – это стоимость кредитов. Если кредиты были бы более доступны, то потребность в государственной поддержке была бы существенно меньше.
Milknews: Для того, чтобы внедрить в России льготную систему кредитования, подобную белорусской, нужно ли создавать новый государственный банк, как предлагают некоторые участники рынка?
Андрей Даниленко: Есть рабочая структура – Сбербанк, есть ВЭБ, есть Росельхозбанк, нужно просто определить, кто будет этим заниматься. У СОЮЗМОЛОКО есть концепция как создания отдельного взятого фонда, так и создания системы «молочных облигаций», в которой могли бы участвовать любые банки. Должно быть принято принципиальное решение, а инструментарий – это уже второй вопрос. Если нужно создавать финансовый инструмент, нужно его создавать. Если все, что нужно, это напрямую банкам выделять целевые средства под конкретные проекты, можно и по такому пути идти. Главное понимать, что сельхозпроизводитель под новые проекты должен получать кредиты по ставкам, которые с учетом уровня рентабельности позволяют обслуживать эти кредиты.
Milknews: Какого уровня должны быть эти ставки?
Андрей Даниленко: Наши конкуренты в мире имеют ставки 3-4% годовых, некоторые 1-2%.
Milknews: В качестве одной из мер спасения ситуации в отрасли, включенных в дорожную карту, СОЮЗМОЛОКО предлагает ввести ценовой коридор. Поясните, пожалуйста, в каком виде он может быть введен и зачем.
Андрей Даниленко: Резкий рост цен на сырое молоко вызывает резкий рост цен и на конечную продукцию, что в свою очередь приводит к снижению потребления, за чем следует избыток сырого молока, соответственно, падение цен на него. Мы имеем «ценовые качели», которые постоянно расшатывают рынок и создают колоссальные проблемы производителям молока. Производство молока имеет 10-летнюю окупаемость, резкие колебания цен очень плохо отражаются на экономике. Систему ценовых коридоров или минимальной закупочной цены в разное время вводили многие страны. Такая практика была в Евросоюзе, подобная практика существует в США. Мы считаем, что есть несколько способов поддержать сельхозпроизводителя: дать льготный доступ к кредитным ресурсам, дать дополнительную государственную поддержку, и третий способ – дать гарантированное ценообразование, чтобы производитель не волновался по поводу развития своего бизнеса и своей доходности. Ценовой коридор – способ трем странам Таможенного союза – России, Белоруссии, Казахстану – сэкономить бюджетные деньги на поддержке АПК, потому что коридор создает выгодную для производителя стабильность.
Milknews: Чем обеспечивается подобный ценовой коридор?
Андрей Даниленко: Везде в мире он обеспечивается двумя способами – ограничение по импорту, которое держит внутренние цены на соответствующем уровне, плюс товарные интервенции: закупка на низком рынке и продажа – на высоком. Для государства вложения в товарные интервенции является прибыльной деятельностью. Введение пошлин для корректировки рынка – также один из вариантов. Но ценовой коридор должен быть и с точки зрения минимальной цены, и с точки зрения – максимальной, чтобы цена не зашкаливала, чтобы не падал спрос.
Milknews: Президент по итогам «прямой линии» дал поручение разработать дополнительные меры поддержки молочной отрасли, соответственно, правительство дало поручение Минсельхозу. СОЮЗМОЛОКО внес свои предложения в министерство?
Андрей Даниленко: У нас как у отраслевого союза есть своя программа развития отрасли. Мы отправили письмо на имя нового министра с нашими предложениями. В четверг прошло совещание у замминистра Александра Петрикова, где мы озвучили свою позицию. Самое главное, о чем мы договорились с Минсельхозом, - это создание рабочей группы по разработке предложений и дорожной карты с отслеживанием по срокам выполнения необходимых задач. Туда должны входить такие меры как улучшение существующей системы поддержки с новыми методами (ценовой коридор, товарные интервенции, пошлины), так и вопрос о дополнительных финансов, так как нынешний уровень финансирования недостаточен для достижения продовольственной безопасности к 2020 году. И конечно же надо ставить вопрос о новых кредитных инструментах, позволяющих получать кредитные ресурсы на более реальных условиях.
Milknews: Прошел месяц с момента назначения нового министра сельского хозяйства. Изменилось ли что-нибудь в отношениях отраслевого сообщества и министерства?
Андрей Даниленко: Николай Федоров никогда не давал поручения по нашим письмам проработать с нами вопросы. Нынешний министра Александр Ткачев практически сразу дал поручение отработать все наши предложения, это позитивный для нас сигнал.
Беседовала Ольга Кучерова