05
ноября
2015
Пресса о нас

Андрей Даниленко, руководитель комитета «Деловой России» по агропромышленной политике

Минсельхоз решил запретить покупать импортные продукты питания через систему государственных закупок. Нововведение может коснуться мяса, молочных продуктов, рыбы, риса и сахара. Безусловно, гарантированный рынок сбыта, объем которого - несколько десятков миллиардов рублей, крайне интересен российским компаниям. В условиях, когда себестоимость производства всего продовольствия выросла, а покупательский спрос падает, это неплохое подспорье.

Сейчас трудно оценить объемы открывшейся ниши. По словам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, рынок госзакупок - это 32 млн потребителей. Значительную часть из них уже сегодня кормят отечественные компании из-за введенного в прошлом году эмбарго. Объемы поставок из тех стран, которые не затронул запрет, либо небольшие в одной категории, либо не могут быть заменены российскими продуктами в другой. Впрочем, резерв для импортозамещения наверняка есть, а разумный протекционизм по отношению к своему производителю всегда приветствуется.

Проблема закона о госзакупках в другом. Российские производители качественных продуктов питания не выигрывают тендеры не потому, что им мешают швейцарские поставщики рокфора или израильские картофелеводы. Им мешает сам закон. На сегодня главный критерий выбора продукта - цена. В тендере, где за обеспечение школьной столовой борются производители сыра за 50 и 100 руб. за килограмм, никогда не победит добросовестная компания, потому что только сырьё в его товаре будет стоить 200-250 руб. Именно поэтому в выигрыше от ограничения участия импортных компаний в госзакупках могут оказаться как раз те, кто поставляет самый дешевый и, скорее всего, не самый качественный продукт. Именно поэтому борьбу с фальсификатом нужно начинать именно с этого сектора.

Ещё одними бенефициарами могут стать наши белорусские коллеги, которые успешно наращивают импорт в Россию всего продовольствия, в том числе киви и бананов. Конечно, Белоруссия - самый близкий нам партнёр, без их поддержки мы во многих категориях не смогли бы удовлетворить спрос. Но при введении ограничений на участие импортных компаний стоит задуматься: не будем ли мы платить за реэкспорт и покупать иностранные продукты под видом белорусских?