11
января
2016
Пресса о нас

Пора на всякий случай жить скромнее

Итоги 2015 года для российского бизнеса. Гость - предприниматель, член сообщества "Деловая Россия" Андрей Даниленко. Ведущая "Вестей ФМ" - Анна Шафран.

Шафран: Андрей Даниленко, предприниматель, и, как сказал на прошлой неделе Соловьев, мозг сообщества "Деловая Россия". Здравствуйте, Андрей!

Даниленко: Здравствуйте! Конец года и невольно задаешь себе вопрос: а как этот год по сравнению с тем, как я завершал прошлый год? Все время хочется сравнивать. Конечно, если думать о ситуации в стране и экономике и, самое главное, для бизнеса, то этот год я, по крайней мере, ощущаю себя более уверенно, чем в прошлом году. В первую очередь почему? Потому что мы плохое забываем очень быстро. Мы очень быстро забыли пустые магазины конца 80-х, мы очень быстро забыли дикие 90-е в том смысле, что огромное количество людей пострадало, мы 98-й год быстро забыли.

Шафран: А это такая очень правильная особенность психики человеческой, нам это даже объясняли как-то - забывать все плохое. Иначе сложно было бы жить на протяжении десятков лет.

Даниленко: Я считаю, что это правильно. Без оптимизма жить нельзя. Очевидно, что мы в кризисе. Очевидно, что экономическая ситуация не простая. Очевидно, что ситуация в следующем году тоже будет не проще. Но для меня в этом году все понятно. В том смысле, конец прошлого года мы же забыли, дикий рост курса.

Шафран: Да, это как раз пришлось на середину-конец декабря - скачки валют.

Даниленко: Да, скачки валют. Кредиты было получить почти нереально, ставки кредитные выросли в два раза и с 12 процентов банки начали говорить 30, 35, то есть я заканчивал год с пониманием, что я вообще не понимаю, где я буду брать финансирование. Я заканчивал год, не понимая вообще, что будет с курсом обмена и вообще я не понимал, что ожидать от начала следующего года. И для предпринимателей и для бизнеса, и вообще для любого человека не понимать ситуации - самое страшное. Сегодня я понимаю. Я понимаю, что ставки высокие. Я понимаю, что курс медленно, но плывет в сторону падения рубля, что нефть расти в ближайшее время не будет, что мы уже должны перестать рассчитывать на нефть, как фактор, который будет улучшать нашу экономику, и я прекрасно для себя осознаю, что это та ситуация, где я должен уже рассчитывать на себя, на свои силы, на то, что я могу. И улучшить свою ситуацию настолько, насколько я могу и жить, честно скажу, скромнее, аккуратней, на всякий случай, чем я жил до этого. Но никакой катастрофы я для себя, по крайней мере, не ожидаю. С одной стороны, можно пессимистично смотреть на картину, а можно оптимистично смотреть на картину. По всем опросам общественного мнения, население действительно ощущает стресс. Очень серьезный стресс. И покупательский спрос падает. И покупательская способность населения падает. Но я вот посмотрел недавние опросы и сравнил. Если смотреть на восприятие людей ситуации, она не существенно отличается от того, как в 2008 году люди воспринимали кризис, и то напряжение, которое было у них в кризис. Другой вопрос: что мы все будем делать? И как мы будем жить в той ситуации, в которой мы находимся? В конце прошлой недели меня пригласили на совещание экспертного сообщества при правительстве, и в рамках этого совещания каждый подводил итоги года, говорил о своем мнении, как год прошел, чего ожидать. Как-то очередь дошла до меня. Я был единственным, кто был от продовольственного сектора на этом совещании, и один из участвующих чиновников как-то эмоционально отреагировал: "Андрей Львович, почему такой безумный рост цен на продовольствие за этот год? Почему вы допустили такой рост цен?"

Полностью слушайте в аудиоверсии.