07
октября
2016
Пресса о нас

Молочники захотели стабильности

Вчера в рамках ежегодной агропромышленной выставки «Золотая осень» министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев много говорил о мерах поддержки, которые государство намерено и впредь оказывать российскому агропромышленному комплексу (АПК), чтобы «бизнес выстраивался в очередь за инвестициями». Бизнесмены, участвовавшие в диалоге, благодарили правительство за уже оказанную поддержку и просили от министра одного — стабильности. Этого, в частности, просят представители молочной отрасли, где до полного импортозамещения не хватает 7 млн т отечественного молока в год. Председатель правления ассоциации «Союзмолоко» Андрей Даниленко рассказал «Известиям», почему это важно для «молочки».

— Специфика молочного животноводства заключается в том, что, инвестируя в отрасль, первые 4–5 лет работаешь в убыток. Старт здесь очень сложный. Из-за этого предприниматели идут туда, где старт легче, — производство зерна, птицы, свинины. И единственный способ сделать этот старт более приемлемым — выделение господдержки. Без нее бизнес-планы компаний в банках просто не принимают — нет экономического смысла кредитовать проект со сроком окупаемости 15–20 лет. Так что мы в целом благодарны за то, что она есть. Но когда ежегодно меняются правила игры — например, условия получения субсидий, а задержки по выплатам иногда доходят до двух лет, — это создает нервозное состояние у инвесторов. И это основная проблема на сегодняшний день.

Если инвестор пришел в проект и не понимает, как поведет себя государство, он в здравом уме и рассудке не поручится своим имуществом и имуществом своих родственников, чтобы взять кредит на себя. Идеальный вариант — если бы государство закрепило на ближайшие 5–10 лет для молочников какой-то обязательный минимальный уровень поддержки и прогарантировало, что он точно не будет меняться.

К сожалению, несмотря на объявленный курс на импортозамещение, на практике в последние два года шло сокращение объемов государственной поддержки на молоко. Со следующего года нас ждут очередные изменения — если количество госпрограмм будет сокращено, все деньги на поддержку АПК «свалят» в общий котел. Кому и сколько из него достанется — пока непонятно.

— Вы думаете, в результате сумма на поддержку молочной отрасли уменьшится?

— В том-то и дело, что никто не может дать гарантии, что эта сумма сохранится. Деньги будут уходить в регионы, а регионы — сами распределять, исходя из собственных приоритетов. Каждый регион по-своему. Если инвестору повезло и губернатор считает молочную отрасль важной для своего субъекта, то он получит деньги. Если у губернатора другие приоритеты, инвестор может оказаться без поддержки.

При этом уровень господдержки в 2016 году составит 26 млрд рублей. А налогов молочная отрасль дает 200 млрд рублей. Нами разработана программа развития молочного животноводства, в которой мы доказываем, как сильно сможем увеличить налоговые поступления, если объем господдержки по этому направлению сохранится или вырастет.

— «Союзмолоко» разработал программу по развитию племенного животноводства. Но откуда взять деньги?

— Госбюджет РФ на сельское хозяйство составляет порядка 200 млрд рублей. Из них на молочное животноводство — 26 млрд рублей. На генетику, мы посчитали, нужно всего 1,5 млрд рублей в год. А эффект был бы колоссальный.

Сегодня у нас продуктивность на одну голову меньше в два раза, чем в Европе, и в 2,5 раза меньше, чем в США. По нашим подсчетам, если бы мы основательно занялись генетикой, за 10 лет на имеющихся мощностях мы смогли бы увеличить объем производства молока на 40%. Действующая система племенной поддержки осталась с советского периода и уже устарела. Она не отвечает запросам бизнеса.

 — По расчетам Минсельхоза, нам осталось заместить 7 млн т импорта. Объем импорта упал за последнее время?

— Он, к сожалению, уменьшился. Объясню, почему «к сожалению». Объем импорта раньше доходил до 10 млн т. Сейчас он составляет 7 млн т. Но не потому, что мы стали производить больше молока, а потому что объем потребления молока на душу населения последние два года падает. Происходит это из-за роста цен на молоко и молочную продукцию. Люди переходят на молокосодержащие продукты (сырные, творожные и т.д.) или просто перестают покупать дорогие молочные продукты (сыр, масло).

После ограничения импорта более 80% импортирует Белоруссия. До этого момента ее доля составляла примерно 50%. Но Белоруссия имеет право покупать сырье из других стран. И за счет этого белорусы получили колоссальное преимущество. Хотя в последнее время Россельхознадзор ужесточил контроль за их продукцией. Просто пришло время навести порядок.

— На агробизнесфоруме модератор предлагал представителям бизнеса поиграть в такую игру: выбрать одну, самую главную меру господдержки. Вы бы какую выбрали?

— Безусловно, самый болезненный вопрос для отрасли — стоимость кредитных ресурсов. Поэтому я выбрал бы субсидирование процентной ставки.