11
сентября
2017
Пресса о нас

X5 подстроилась как надо

 
  

X5 подстроилась как надо

Сеть сократила число штрафов для поставщиков


Крупнейший продовольственный ритейлер России X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») пытается показать властям, что не рассматривает штрафы, взимаемые с поставщиков, как источник дохода. Компания уже отказалась почти от половины оснований для их взыскания. Ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвиняла все крупные сети в желании заработать на своих контрагентах, грозя зафиксировать размер штрафов законодательно.

X5 уменьшила перечень нарушений со стороны поставщиков, за которые могла применять к ним финансовые санкции. Это следует из опубликованного в пятницу на сайте ритейлера нового договора поставки. Из него исключены четыре из девяти пунктов, перечисленных в проекте дополнительного соглашения о мерах ответственности сторон. В X5 подтвердили, что приняли решение сократить количество оснований для предъявления требований об уплате неустоек. Ритейлер оставил 12 нарушений, за которые будут взиматься штрафы, отказавшись от 14. В частности, компания больше не станет применять санкции за нарушение сроков поставки (штраф был 12% от цены несвоевременно поставленного товара), за отсутствие товаросопроводительных документов (15%), за несоответствие товаров под собственными торговыми марками требованиям договора (100%).

В Х5 подчеркивают, что в перечне оснований для применения санкций к поставщику остались только те нарушения, которые влекут какой-либо ущерб. «По сути, компания отказалась от штрафов, заменив их неустойками»,— поясняет представитель X5. Неустойки, по его словам, должны служить исключительно повышению эффективности взаимодействия сторон и укреплению договорной дисциплины, «компания не рассматривает взыскание с поставщиков неустоек как источник дополнительного дохода». Как сказали в пресс-службе X5, обновленные договоры поставки компания начала заключать с 7 сентября. На контракты, подписанные ранее, сокращенный перечень штрафов будет распространяться автоматически.

Ситуация вокруг взимания ритейлерами штрафов с поставщиков обострилась из-за принятия поправок к закону «О торговле», которые вступили в силу 15 июля 2016 года и ограничили 5% объем бонусов, которые сети могут брать с контрагентов. Так, накануне начала действия обновленного закона «Магнит» поднял штраф, например, за недопоставку товара с 5% до 15%. Его партнеры связали это с желанием сгладить последствия изменения отраслевого закона. Позже производители продовольствия заявляли, что штрафы выросли у всех крупных ритейлеров. На их жалобы откликнулась ФАС, которая предупредила, что, если штрафы будут «лютыми» и несоразмерными покрываемому ими ущербу, государство может отрегулировать их законодательно.

«Возможно, в скором времени из договоров поставки и дополнительных соглашений полностью исчезнут штрафы, признанные недобросовестными»,— надеется исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. Проблема большого количества штрафов за самые несущественные нарушения и отсутствия зеркальности этих штрафов стоит очень остро, подчеркивают в «Союзмолоке». Однако пока организация не получала сигналов от своих членов о пересмотре розничными компаниями штрафов в сторону уменьшения, отмечает представитель союза Мария Жебит.

В ГК «Дикси» уверены, что у компании «и так честные и справедливые договоры, которые устраивают контрагентов». «У нас нет причин еще что-то менять в договоре, если он всех устраивает и контрагенты по нему успешно работают»,— подчеркнул представитель компании Владимир Русанов. В «Магните», «Ленте» и «О`кей» не ответили на запрос “Ъ”.

Анастасия Дуленкова