Конференция на WorldFood Moscow "Молочная отрасль – шаги после эмбарго"
Мероприятие под таким названием состоялось 12 сентября 2017 г., на второй день выставки WorldFood Moscow, проходящей в ЦВК «Экспоцентр». Конференция состояла из нескольких секций: тенденции развития отрасли после введения эмбарго, перспективы и направления развития фермерских производств и секция с примерами успешного импортозамещения.
Открыл мероприятие Артем Белов, исполнительный директор Национального союза производителей молока «Союзмолоко». Его доклад о развитии мирового рынка молочной продукции основывался, прежде всего, на цифрах, и, что важно, выводы проецировались на наш внутренний рынок.
В целом, как следовало из доклада, мировая молочная отрасль справилась с кризисом: по итогам 2017 года ожидается рост производства на уровне 1-1,1%. Основные товарные позиции – это сливочное масло, сухое цельное и обезжиренное молоко, сыры. Общий мировой рост производства будет продолжаться. В частности, оценки некоторых аналитиков говорят о том, что потребление молочной продукции только в государствах Юго-Восточной Азии к 2030 году вырастет на 120%. Следовательно, молочный рынок будет оставаться одним из ключевых рынков продовольствия. Основными государствами-«драйверами» этого роста, то есть импортерами, будут Россия и Китай. При этом в перспективе Китай тоже станет серьезным экспортером данной продукции: в настоящее время там осуществляются инвестиции в строительство огромных животноводческих мегакомплексов. В результате рост спроса на продукцию молочной отрасли будет толкать цены вверх. И скажем несколько слов о сливочном масле. По словам Артема Белова, мировая наука сейчас, так сказать, реабилитирует этот продукт, который, оказывается, имеет все-таки немало полезных свойств, поэтому спрос на него также растет.
Если говорить о России, то этот и следующий год будут в каком-то смысле переломными, потому что рынок молочной продукции, по словам докладчика, попадет в определенные «ножницы».
С одной стороны, санкции освободили рынок молочной продукции, а слабый рубль ограничил импорт из третьих стран. Произошел значительный рост производства товарного молока, и цена на свежее молоко выросла на 30%. Только в этом году рост производства товарного молока увеличился на 1 млн 800 тыс. тонн, что повлекло увеличение его переработки. Но все это происходит при падении внутреннего потребления и перераспределения самой структуры спроса. Появляются своеобразные «ножницы»: спрос падает, а производство растет, при этом в России потребление молочной продукции составляет всего лишь 30% от рекомендаций ВОЗ.
Какие факторы в таком случае будут оказывать влияние на развитие рынка? Первое – это общее состояние российской экономики, второе – мировая конъюнктура, которая в целом благоприятна. Сохранение или отмена санкций – еще один крайне важный аспект: если санкции на импорт молочной продукции в Россию отменят, то риски для отечественных производителей увеличатся. Немаловажное значение имеют и меры, которыми государство в будущем будет регулировать отрасль и поддерживать внутренний рынок. Поэтому общий совет от Андрея Белова – ориентироваться на экспорт своей продукции, особенно на Китай. Недаром сейчас на Дальнем Востоке крупные российские производители строят новые мощности по производству молока и молочной продукции.
Марина Петрова, генеральный директор компании Petrova Five Consulting и, кстати, один из организаторов этой конференции, дала детальный анализ изменений, произошедших за последние три года на внутреннем рынке после введения ограничений на импорт.
Результат в плане производства сырого молока нельзя назвать впечатляющим: рост объемов составил всего 4%. Недостаток молока, по ее словам, это базовое ограничение отрасли, которое существует многие годы. Значительный рост за рассматриваемый период показали производители сыров – плюс 35% в натуральном выражении, сырные продукты показали прирост в 56%. Последняя цифра является свидетельством того, что происходит на самом деле на рынке, в какую сторону он развивается, и цифра эта сама по себе может дать ответы на многие вопросы. Ее анализ может дать ответ о количестве фальсификата на рынке, одновременно свидетельствуя о том, что покупатели ищут более дешевый продукт. Именно поэтому в России не растет практически производство более дорогих твердых сыров. А вот производители сливочного масла показали прирост около 20%. Но все производители, по словам докладчика, сегодня уперлись в недостаток молока – резервы практически исчерпаны. Тем самым, делает вывод Марина Петрова, говорить о принципиальном импортозамещения никак нельзя.
Еще один интересный вопрос, который задала докладчик и сама же ответила на него, это сколько России требуется на самом деле молока, чтобы обеспечить полное импортозамещение. Оценка Petrova Five Consulting основывается на нормах потребления и составляет порядка 50 млн тонн в год. Учитывая названную выше цифру дефицита в потреблении молочной продукции и нынешние объемы производства в России, потенциал для роста на внутреннем рынке еще очень и очень значителен.
Но при этом для производителей существуют и серьезные риски. Это и продукты торговых сетей, выпускаемые под собственными торговыми марками (СТМ), которые потребителями воспринимаются уже как самостоятельные бренды. Кроме того, крупнейшие сетевые операторы, такие как «Манит» например, уже не первый год инвестируют в собственное производство. Крупнейшие отечественные производители молочной продукции и агрохолдинги создают вертикально интегрированные структуры, включающие в себя производство, переработку, ретейл, HoReCa. И, конечно, конкуренцию российской по-прежнему составляет продукция из Белоруссии и стран Латинской Америки.
Поэтому довольно сложно сказать, как будет развиваться рынок, несмотря на его ожидаемую явно положительную динамику. Но, по мнению Марины Петровой, именно агрохолдинги будут выступать в роли агентов изменений, лоббируя меры господдержки – как, собственно, они и делали.
Анализ непосредственно покупательского поведения россиян на основе исследований оценила уже Татьяна Герасименко, директор по работе с клиентами компании IPSOS.
Экономический кризис, продуктовое эмбарго, санкции, снижение общего уровня жизни – все это изменило поведение потребителей. Молочные продукты стали покупать реже и в меньшем объеме, и часто ищут им замену. Особенно это касается качественных продуктов, например твердых сыров.
Акции и скидки – это, казалось бы, незамысловатая форма продвижения, но она по-прежнему эффективна: любовь покупателей к акциям не снижается и помогает увеличить продажи.
И в заключение два акцента из выступления Татьяны Герасименко. Первое, она отметила рост продаж СТМ, второе – цена продукта, как основной критерий выбора, перестала доминировать и постепенно отошла на второе место по сравнению с предыдущими двумя годами. Сегодня покупатели адаптировались к ценам и количество тех, кто готов платить больше за качественный продукт, увеличилось.