18
марта
2020
Пресса о нас

Минэнерго и компания "Россети" разработали законопроект, который должен покончить с тарифной дискриминацией

Эксперты активно обсуждают идею изменения системы тарифообразования в электроэнергетике. Ее сторонники считают, что новшества не приведут к росту цен для реального сектора экономики и не коснутся населения. Главная цель - равномерно распределить плату и стимулировать производителей к энергоэффективности.


Механизм перекрестного субсидирования называют устаревшим и несправедливым. Заводы-соседи нередко работают в неравных условиях, оплачивая электроэнергию по тарифам, отличающимся друг от друга в несколько раз.

Так, в Краснодарском крае два металлургических предприятия выпускают одинаковую номенклатуру продукции. Но одно из них платит за киловатт 0,3 рубля, а другое - 1,9 рубля, то есть разница составляет 6,3 раза. Первый завод потребляет 923 тысячи мегаватт в час в год и платит за них 333,4 миллиона рублей, а второй - 212 тысяч мегаватт в час и 410,3 миллиона рублей соответственно. Почему?

- По всей стране имеются сети и подстанции разного уровня напряжения, - объясняет Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. - Например, есть магистральные сети высокого напряжения ФСК - Федеральной сетевой компании. И есть территориальные сетевые организации, напряжение в распределительных сетях которых ниже.

От уровня напряжения сетей, к которым подключены установки потребителя, зависит цена: чем он ниже, тем дороже киловатт. В Краснодарском крае один завод подключен к сетям Федеральной сетевой компании, а другой - к распредсетям. Отсюда и разница.

- Кто-то сумел подключиться к ФСК и оказался в выигрыше, а кто-то не смог этого сделать, и платит дороже, - продолжает Сергей Пикин.

Перекрестное субсидирование ввели в 1990 годы. Промышленные предприятия оплачивают часть стоимости электроэнергии, потребленной населением и приравненными к нему категориями потребителей. Власти пошли на это в период экономического кризиса для защиты простых граждан.

В 2000-е от перекрестного субсидирования не ушли, опасаясь, что это может привести к росту цен для населения. Но в 2008-м его из конечной стоимости электроэнергии перенесли в тариф на услуги распредсетей по передаче энергии. Появились оптовые рынки, регионы объединили в ценовые зоны. Электроэнергия промпредприятиям продается по нерегулируемым ценам. Ощутил на себе это прежде всего малый и средний бизнес.

- Тариф для промпредприятий оказался ниже по сравнению с сельхозпредприятиями, поскольку они используют более высокие уровни напряжения, - пояснил Артем Белов, генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко). - Для производств, работающих на низком напряжении, тариф установлен на одном из самых высоких уровней. А большинство сельхозпредприятий используют низкий уровень напряжения.

Они вынуждены покупать электричество по максимальной цене. Внедрение энергосберегающих технологий и оборудования не помогает существенно снизить эти расходы.

- Подобная тарифная нагрузка крайне негативно отражается на инвестиционной привлекательности сектора, - считает Артем Белов.

Механизм перекрестного субсидирования перестал в полной мере отвечать цели, ради которой создавался. Предприятия с низкими тарифами почти не несут социальной нагрузки. Она ложится на предприятия с высокими тарифами. Первые получают еще и конкурентные преимущества по отношению ко вторым.

По данным Федеральной антимонопольной службы России, в 2019 году объем перекрестного субсидирования составил около 238 миллиардов рублей. Учитывалось оно только в тарифах на услуги по передаче электроэнергии распределительных сетевых компаний и не учитывалось в тарифах сетей ФСК.

Выходом может стать справедливое распределение перекрестного субсидирования. Такая идея заложена в законопроекте, который совместно разработали Министерство энергетики Российской Федерации и холдинг "Россети", кстати, одна из крупнейших электросетевых компаний в мире. Бремя по содержанию объектов электросетевого хозяйства предлагается поэтапно и справедливо распределить на всех потребителей, работающих в регионах.

Если законопроект будет принят, то ожидаемое снижение тарифов на услуги по передаче электроэнергии в распределительном сетевом комплексе в среднем по стране составит 6%

- Задача по решению проблемы перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе Российской Федерации и справедливому распределению "перекрестки" между всеми потребителями является одной из ключевых в отрасли, - считает Валерий Селезнев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике.

По его словам, в Комитете по энергетике все инициативы рассматриваются комплексно и с учетом мнений всех заинтересованных сторон. По данному вопросу мнения крупного, малого и среднего бизнеса, а также энергетиков заслушиваются уже более года.

- Очевидно, что нужно использовать любую возможность поддержать глобально признанные локомотивы экономического роста, т.е. малые и средние предприятия, - говорит Валерий Селезнев. - Поэтому сейчас мы согласны с предложенными в конце прошлого года законодательными инициативами в редакции, учитывающей наши замечания и направленной на сохранение баланса интересов.

Предполагается, что тарифы для одних будут постепенно расти, а для других - постепенно снижаться.

Если законопроект будет принят, то ожидаемое снижение тарифов на услуги по передаче электроэнергии в распределительном сетевом комплексе в среднем по стране составит шесть процентов. А те субъекты Российской Федерации, где объем перекрестного субсидирования значителен и высока доля прямых потребителей Федеральной сетевой компании, выиграют еще больше.

Так, ожидаемое к 2022 году снижение тарифов на услуги по передаче электроэнергии в Белгородской области составит 17,5 процента, Кемеровской - 12,1, Челябинской - 11,4, Волгоградской - 15,1, в Карелии - 9,2 процента. В Приморском крае тарифы снизятся на 5 процентов, но там меньше прямых потребителей Федеральной сетевой компании.

- Если сейчас в интересах крупного бизнеса продолжить сохранять несправедливо низкие тарифы присоединенных к ФСК компаний, тем самым ущемляя малые и средние предприятия, мы останемся и без подрядчиков для крупных компаний, и с большим количеством нетрудоустроенных и, как итог, неплатежеспособных граждан, что не может быть ни в интересах страны, ни населения, ни владельцев крупного бизнеса, - говорит Валерий Селезнев.

Населения реформа не коснется. Ударит ли она по прямым потребителям Федеральной сетевой компании? По оценкам Минэнерго России, рост конечной цены на электроэнергию для них к 2022 году не превысит 12,3 процента к уровню цен, установленному в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации. А тариф для них все равно будет ниже тарифа для потребителей распредсетей.

Некоторые считают, что от перекрестного субсидирования надо уходить. Однако, по мнению депутата Госдумы Андрея Ветлужских, члена Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, это повлечет рост платежей для населения. Возврат к уплате населением рыночного тарифа на данный момент невозможен по экономическим причинам, считает он.

- Также предлагается ввести механизм оплаты резервируемой мощности, - говорит Сергей Пикин. - Есть предприятия, которые подключены к подстанции, но используют не всю мощность, которую запросили.

Предприятие подает заявку на технологическое присоединение к сетям, например, на десять мегаватт. А потребляет всего два-четыре мегаватта. Оно как бы резервирует запас энергии, но за неиспользуемую мощность не платит. А "продать" ее кому-то другому энергетики не имеют права.

Если кто-то возведет завод и обратится за подключением, то для этого нового потребителя придется строить новую станцию и прокладывать сети. Эффективным такое использование сетевого хозяйства не назовешь. Снижается и эффективность работы самих станций.

Оценим масштаб проблемы, по данным минэнерго. Согласно им с 2011 года в стране было введено в эксплуатацию около 88 ГВт мощности. На сегодня фактически потребляется 8 ГВт. Остальные мощности простаивают, хотя формально все они давно разобраны.

Сетевые компании обеспечивают передачу энергии и обслуживают все электросетевое имущество, в том числе не используемое. Они несут затраты, а ожидаемого роста энергопотребления, на котором можно было бы зарабатывать, как не было, так и нет.

Парадокс - мощности есть, покупатели на них имеются, но свести вместе спрос и предложение энергетики не вправе. Проект постановления о введении оплаты резервируемой мощности в целом уже согласован. Его цель заключается в справедливом перераспределении между потребителями финансовой ответственности за содержание электросетей. Важно, что механизм будет не запретительным, а стимулирующим.

Он призван мотивировать потребителя максимально эффективно использовать электроэнергию. Зачем "резервировать" десять мегаватт, если ты знаешь, что больше двух-четырех мегаватт тебе не понадобится? Откажись от излишка! А если хочешь подстраховаться и "забронировать" мощность, то заплати за нее, чтобы энергетики не несли лишних затрат.

Ситуацию можно сравнить с богатеньким пассажиром бизнес-класса, который не любит попутчиков и скупает все билеты. Он летит в самолете один. Лететь рядом с ним могли бы многие, но в данном случае перевозчик хотя бы не несет убытки.

Энергетики тоже не станут работать себе в убыток. Длительное простаивание мощностей приводит к росту издержек, к увеличению объемов строительства объектов для снабжения энергией новых потребителей, хотя проще и логичнее было бы использовать незагруженные сети.

Следствием роста издержек может стать рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии, причем для всех потребителей, включая население. То есть, отказавшись от неиспользуемой мощности или оплатив ее резервирование, предприятие внесет свой вклад в сдерживание тарифов.

Предложенный механизм предусматривает поэтапное введение оплаты сетевого резерва для тех потребителей, чьи неиспользуемые мощности превышают 40 процентов. Переходный период составит пять лет. Тарифы не изменятся, таких планов у минэнерго нет.

Потребители будут платить за простаивающие мощности с учетом коэффициентов в зависимости от объема резерва. Более того, эти объемы в последующем будут учитываться в базе для расчета тарифов на услуги по передаче энергии. Это означает, что в ряде регионов тарифы даже снизятся.

Энергетикам это даст возможность быстрее возвращать вложенные в строительство сетей средства и инвестировать их в новые проекты. Или вкладывать в модернизацию и ремонт сетевого хозяйства. Они смогут точнее планировать свои расходы.

Выгодно это будет и регионам. Новый механизм позволит им повысить инвестиционную привлекательность своей территории. Ведь энергетики на полученные средства смогут строить объекты на перспективных промышленных площадках, уже готовые к подключению новых потребителей. Чем не стимул для инвестора, задумавшего зайти в регион и построить завод или мощный животноводческий комплекс?