31
марта
2021
Пресса о нас

Что будет с ценами на молоко?

Производители предупредили об их повышении на 10-15%. В кабмине заявили, что основания для роста цен нет. О чем говорят фермеры и представители крупного молочного бизнеса?

Тульский фермер и владелец бренда «Молочные деликатесы из бабулиной деревни» Иван Крючков начал свой бизнес шесть лет назад. Тогда самым модным словом было «импортозамещение», фермеров стало больше, все начали заниматься молоком, сырами и так далее.

Обошелся без помощи государства. Один раз, правда, получил субсидию, но говорит, что из-за бюрократии проще взять кредит. Иван начал с трех коров, сейчас в десять раз больше. Предыдущие годы он описывает словом «стабильность». Но из-за пандемии ему пришлось предприятие остановить. Основной канал сбыта фермерского молока — рынки, а их закрыли.

Сейчас Иван Крючков готовится снова открыться. Но говорит, что цены на молоко ему придется повысить.

Иван Крючков​
тульский фермер, владелец бренда «Молочные деликатесы из бабулиной деревни»
«Если раньше литр цельного молока по Туле стоил порядка 70 рублей, то сейчас это будет сто процентов стоить в районе 100 рублей, не меньше. Почему? Потому что обычно переработанное молоко с больших заводов — сейчас уже минимальная цена — это 70 рублей. То есть если мы позиционируем настоящее, натуральное цельное молоко, без каких-либо добавок, то оно должно стоить, соответственно, дороже. Это порядка 100 рублей. Подорожало все».


Все — это топливо, техника, корма. Последние выросли в цене из-за резко подорожавшего зерна. Кроме того, государство за прошедшие годы ввело систему учета молока «Меркурий», так называемый молочный ЕГАИС, его внедрение тоже стоит денег. Началась цифровая маркировка молока, это тоже расходы на оборудование и сотрудников.

А со следующего года производители молока обязаны еще и полностью утилизировать упаковку. А те, кто не сможет это делать, будут платить двойной экологический сбор. Бизнес выступил против. У нас плохо развит раздельный сбор мусора. Сейчас производители утилизируют лишь 35% упаковки. А 100-процентной переработки нет почти нигде во всем мире. Комментирует генеральный директор «Союзмолока» Артем Белов.

Артем Белов
генеральный директор «Союзмолока»
«Мы пытаемся в очень короткий промежуток времени ввести практически 100-процентный норматив утилизации. В мире это происходило, во-первых, поэтапно, в течение достаточно длительного периода времени. И второе, практически нигде в мире нет 100-процентной утилизации. В зависимости от типа упаковки утилизация 60-80%. Все-таки нужно предусмотреть разумные переходные периоды и все-таки исходить из того, что 100-процентная утилизация просто невозможна, потому что этого нет практически нигде в мире».


И поэтому производители, как сообщили «Известия», прогнозируют, что молоко на полках магазинов может подорожать на 10-15%. В правительстве отреагировали. В пресс-службе вице-премьера Виктории Абрамченко заявили, что не видят оснований для роста молочных цен. В Минсельхозе тоже. Там привели цифры: на 24 марта цена производителей на сырое молоко выросла на 4% по сравнению с мартом 2020-го. И эти данные внушают доверие.

Вадим Рошка — основатель «Старицкой фермы Вадима Рошка» в Тверской области — рассказывает, что несколько лет не поднимал цены. Иначе перестанет быть конкурентоспособным. А рентабельности, по его словам, и так нет.

Вадим Рошка
основатель «Старицкой фермы Вадима Рошка» в Тверской области
«Мы сейчас делаем работу ради работы, мы задумываемся, а надо ли это все делать или нет. До смешного — навоз мы не имеем права выносить на грядки. То есть удобрения химические мы можем вносить вообще без проблем, потому что они с сертификатом, завод дает, а навоз нужно сертифицировать, нужно его держать в каких-то хранилищах, то есть наши предки всю жизнь носили навоз на поля, а мы уже сейчас теперь дописали эти законы, дожили до того, что навоз нельзя выносить на поля. А что дальше пойдет?»


Навоз — это старая тема. Чтобы его использовать, нужно получать лицензию, которая тоже стоит денег. И животноводы уже просили власти отменить это правило. Но пока оно действует, парламент лишь собирается изменить закон. Но по факту годами ничего не меняется, лишь добавляются новые нормы. И тем не менее цены на молоко на полках не менялись несколько лет. Даже по личному опыту я замечаю, что обычное молоко в среднем как стоило в районе 70 рублей, так и стоит. Если, конечно, не вспоминать цены до 2014 года, когда можно было купить литр за 40.

Так что если стоимость вырастет, то это будет отложенное повышение. Вот только не займутся ли власти ценами на этот социально значимый товар? Правда, тут, как в случае зерна и подсолнечника, уже не объяснишь подорожание тем, что спекулянты вывозят молоко на экспорт. Как раз наоборот, мы импортируем молоко в основном из Белоруссии. И это тоже повод задуматься, почему страна не можем полностью себя обеспечить молоком. Внешними происками — точно не объяснить.