Молочники затеяли спор из-за наименования напитков
Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») просит одну из крупнейших сетей кофеен Starbucks внести изменения в меню в России. По мнению объединения, растительные заменители нельзя называть «молоком»: это противоречит законодательству, вводит потребителей в заблуждение и продвигает иную категорию продукции за счет молочной. Производители молока, видимо, борются с «аналогами» в расчете на рост поставок, отмечают эксперты, но заставить кофейни отказаться от устоявшихся словосочетаний вряд ли удастся.
Гендиректор «Союзмолока» (включает «Экониву», Danone, PepsiCo, Valio, Hochland и др.) Артем Белов обратился к «Монэкс трейдинг», развивающей в России сеть кофеен Starbucks, по вопросу наименования растительных заменителей молока. Копия обращения от 29 апреля есть у “Ъ”. Господин Белов пишет, что у Starbucks в России есть такие напитки, как «растительное молоко», «соевое молоко», «миндальное молоко» и др. Однако, подчеркивает он, использование таких терминов неправомерно и противоречит техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», принятому ЕЭК в октябре 2013 года.
Как отмечается в письме, документ разработан, чтобы предотвратить введение в заблуждение потребителей, и разрешает называть молоком только продукт «секреции молочных желез сельскохозяйственных животных… без каких-либо добавлений», а растительные напитки — отдельная продукция, отличная с точки зрения пищевой ценности.
Господин Белов просит «Монэкс трейдинг» привести меню кофеен Starbucks в соответствие с законодательством РФ.
В «Союзмолоке» пояснили, что обратились сначала к одной из международных компаний, которые обычно строго соблюдают законодательство, в надежде, что «остальные игроки последуют примеру лидера». В России работает около 120 точек Starbucks, в основном в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. «Монэкс трейдинг» входит в Alshaya Group со штаб-квартирой в Кувейте, которая занимается развитием сетей Mothercare, The Body Shop, Victoria’s Secret и др. В «Монэкс трейдинг», Alshaya Group и головном офисе Starbucks “Ъ” не ответили.
По словам Артема Белова, «Союзмолоко» против использования «позитивного имиджа молока» для продвижения других товаров: «Растительные напитки — интересный и растущий сегмент, но это принципиально иная категория, что должен четко понимать покупатель».
Сегодня же некоторые онлайн-магазины используют слово «молоко» в разделе с растительными напитками, производители тофу пишут на этикетке «сыр», есть «кокосовый кефир» или «соевый йогурт», подчеркивает господин Белов.
В Danone (молочные продукты «Простоквашино», «Активиа», растительные напитки Alpro) также против смешения понятий и выступают за изменения в регламент, которые установят четкие правила для обозначения растительных продуктов. Производитель растительных напитков Nemoloko «Сады Придонья» на вопросы не ответил.
По словам источника “Ъ” в отрасли, некоторые производители молока, видимо, рассчитывают за счет борьбы с заменителями нарастить поставки в том числе в общепит. Но у аналогов есть своя аудитория, указывает он. В «Союзмолоке» пока рассчитывают решить вопрос путем обсуждения с другими участниками рынка, не доводя дело до открытого конфликта.
Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт не видит нарушений закона со стороны Starbucks. По его словам, сеть кофеен не реализует растительные напитки отдельно, а продает только в качестве компонента, то есть не обязана следовать регламенту.
Starbucks использует наиболее понятное потребителю наименование, по такой логике можно найти нарушение и в пирожных «Птичье молоко», отмечает юрист.
Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев сомневается, что сторонам удастся прийти к компромиссу: в крайнем случае Starbucks и другие просто будут писать «молоко» в кавычках. По его словам, в целом потребитель вряд ли может спутать растительный аналог с молоком, скорее термин нужен для указания на цвет, консистенцию и т. п.