26
июля
2021
Пресса о нас

Сырный потенциал: как российская продукция завоевывает новые рынки

Тринадцать отечественных производителей недавно представили свою продукцию на первом тульском конкурсе сыров. По его итогам станет ясно, кто будет отстаивать честь страны на чемпионате сыроделов во Франции, который пройдет в сентябре. Портал национальныепроекты.рф решил узнать, как сейчас обстоят дела с поставками российских сыров за границу, кто больше покупает эти продукты и как отечественным сыроделам помогает нацпроект «Международная кооперация и экспорт».

Ситуация на рынке

Как отмечают в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко), до 80% мировой торговли молочной продукции, которая в целом оценивается более чем в $40 млрд, приходится на сухое молоко, сливочное масло, сыворотку и сыр.

Что касается отечественных молочных продуктов, то объемы их экспорта продолжают увеличиваться. По итогам 2020 года этот показатель вырос на 20% в натуральном выражении — до 872 тысяч тонн — и на 24% в денежном — до $363 млн.

«При этом сыры и творог сохраняют лидирующую позицию в стоимостной структуре экспорта молочной продукции с долей 26,5%», — заявила директор департамента по связям с общественностью и государственными органами Союзмолока Мария Жебит.

Сырный потенциал: как российская продукция завоевывает новые рынки
Президент группы компаний «Кабош» Дмитрий Матвеев
Группа компаний «Кабош»

Экспорт молочной продукции только московских предприятий в прошлом году вырос на треть и составил $57,23 млн. В центре поддержки и развития экспорта «Моспром» рассказали, что за 2020 год город поставил за рубеж сыра и творожных изделий на $11,06 млн, что почти на 60% больше, чем в 2019 году.

Президент группы компаний «Кабош» Дмитрий Матвеев отмечает успех и большой потенциал российских экспортеров. В беседе с порталом национальныепроекты.рф он обратил внимание на то, что в прошлом году РФ впервые за постсоветскую историю стала нетто-экспортером продовольствия в стоимостном выражении. Это означает, что объем экспорта превысил показатель импорта, то есть отечественные предприятия продали за рубеж больше, чем ввезли в Россию. По данным Росстата, в 2020 году импорт продовольственных товаров и сельхозсырья составил около $29,7 млрд, а это на $1 млрд меньше, чем экспорт.

Сегодня группа компаний «Кабош» представляет собой агрохолдинг, который производит больше 200 тонн молока и до 30 тонн сыра за сутки. По итогам 2020 года ГК вошла в число двадцати крупнейших производителей твердых и полутвердых сыров России, а Великолукский молочный комбинат, входящий в группу, признали одним из лучших в категории «Сыры отечественных производителей» на конкурсе «Московское качество — 2020».

В Союзмолоке рассказали, что сегодня основные покупатели отечественной молочной продукции — это страны СНГ, на них приходится около 87% экспорта. Среди ключевых торговых партнеров в части закупки сыров — Казахстан и Украина.

«В настоящее время нельзя говорить о том, что российские сыры имеют свою репутацию на мировом рынке. В этом смысле наше мороженое гораздо популярнее. Кроме того, традиции российского сыроделия более близки странам СНГ», — заявила Жебит.

Сырный потенциал: как российская продукция завоевывает новые рынки
Кристина Бражникова/ТАСС

Новые рынки и поддержка государства

Однако показатели растут — молочные продукты начинают продаваться далеко за пределами постсоветского пространства. В Национальном союзе производителей молока порталу национальныепроекты.рф объяснили, что отечественную «молочку» покупают теперь также США и Китай. Открываются и границы большого количества государств Юго-Восточной Азии и Африки.

«На прошлой неделе были разрешены поставки в Мозамбик и Анголу. Для России это интересные перспективные рынки. Снятие в 2018 году запрета на поставки в КНР открыло для российских переработчиков огромный и динамично развивающийся рынок. На сегодня право поставлять молочную продукцию в Китай получили более 30 компаний», — рассказала директор департамента по связям с общественностью и государственными органами Союзмолока.

Эксперт также отметила, что это довольно сложный процесс: компании сталкиваются с некоторыми трудностями при оформлении экспортных разрешений и настройке логистики, потому что для многих из них это новый путь. Однако объемы экспорта увеличиваются, и далеко не в последнюю очередь благодаря новым мерам господдержки.

Снятие в 2018 году запрета на поставки в КНР открыло для российских переработчиков огромный и динамично развивающийся рынок. На сегодня право поставлять молочную продукцию в Китай получили более 30 компаний

директор департамента по связям с общественностью и государственными органами Союзмолока Мария Жебит

Например, решаются логистические трудности: появились скидки на рефрижераторные контейнеры со стороны РЖД, а компенсация затрат на логистику при экспортных поставках теперь может составить до 25% от стоимости логистики. Власти также ввели компенсацию на сертификацию продукции на внешних рынках, причем в эту субсидию входят в том числе доставка испытательных образцов, оценка соответствия условий внешнеторгового контракта, а также сертификация на халяль и кошер. Сумма такой компенсации составляет от 50 до 90%. В этом году появилась новая субсидия на участие в выставках, в которых не предусмотрена национальная экспозиция, а кроме того, проектам, которые ориентированы на экспорт, стали выдавать льготные кредиты

«Сегодня почти вся государственная поддержка получается через систему «Одно окно». Из заметных для экспортеров элементов подача документов на транспортную субсидию и заявок на участие в выставках и бизнес-миссиях», — подчеркнула Жебит. О самой системе мы уже писали ранее.

Сырный потенциал: как российская продукция завоевывает новые рынки
Максим Стулов/Ведомости/ТАСС

Сырный бренд

При этом российские сыры — это пока что не отдельный бренд, который известен за рубежом. Однако, как считает Матвеев, они могут стать им в перспективе. Связано это с самой структурой внешней торговли.

«В структуре экспорта продовольственных товаров превалируют продукты с низкой добавленной стоимостью (пшеница, масло, растительный и животный жиры) и очень мало готовой продукции, в которую вложены труд и технологии. А вот импортирует Россия, наоборот, продукты с высокой добавленной стоимостью, стимулируя и поддерживая развитие технологий, машиностроения и создание рабочих мест в странах, откуда закупает продукты», — отметил он.

В структуре экспорта продовольственных товаров превалируют продукты с низкой добавленной стоимостью (пшеница, масло, растительный и животный жиры) и очень мало готовой продукции, в которую вложены труд и технологии

Именно поэтому производство продуктов с высокой добавленной стоимостью, например сыров, может стать ключевым драйвером развития отечественного экспорта и увеличения в нем доли несырьевых товаров. Предприниматель уверен, что у экспортного бренда российских твердых сыров огромный потенциал. Он объясняет это несколькими причинами.

Прежде всего технологические особенности производства таковы, что скопировать продукцию при сохранении качества очень сложно. Кроме того, у твердых сыров высокая и стабильно растущая отпускная цена. Вдобавок сыры можно спокойно перевозить далеко за границу, ведь у них длительный срок хранения.

По оценкам Союзмолока, в 2021 году экспорт российской молочной продукции вырастет на 15–20% в натуральном выражении.

«В долгосрочной перспективе мы можем войти в топ-3 крупнейших поставщиков мира благодаря своим природным ресурсам», — заключила Жебит.