Всем ли компаниям нужна цифровая трансформация?
По данным ТАСС, российские компании вложили в инновации более 4 трлн рублей за последние четыре года и не собираются на этом останавливаться. Так ли это необходимо? Есть ли бизнесы, которым цифровая трансформация не нужна? Чтобы разобраться, мы обратились к заместителю генерального директора Национального союза производителей молока («Союзмолока»), управляющему партнёру Strategy Partners и генеративной нейросети.
Мария Жебит, заместитель генерального директора Национального союза производителей молока («Союзмолока»):
«На высококонкурентном молочном рынке могут выжить только современные модернизированные предприятия».
Сегодня всё производство молока сосредоточено на современных автоматизированных фермах. 7% сельхозорганизаций содержат 43% поголовья крупного рогатого скота. В каждом из них — до 6800 голов. Этот показатель вырос на 48% за последние 15 лет.
Такие комплексы показывают хорошую финансовую устойчивость и лучшие производственные показатели, в том числе за счёт масштабов. Здесь работают автоматизированные доильные системы («карусель», «параллель», роботы), системы очистки и управления стадом. Учитывается не только количество животных, но и история каждой коровы: что она ела и сколько, чем болела, какое лечение получила.
Процесс дойки на автоматизированной ферме требует в четыре раза меньше рабочих рук. На роботизированном предприятии потребность в человеческих ресурсах сокращается ещё в два раза. Это особенно актуально для отрасли, в которой остро стоит вопрос с нехваткой кадров.
Технологии помогают снизить количество ошибок, связанных с человеческим фактором, поднять эффективность и производительность. Это положительно сказывается на качестве и цене продукции. К тому же на современные комплексы более охотно идут работать молодые специалисты.
В перспективе цифровизация и автоматизация останутся ключевыми трендами в индустрии. Бизнес продолжит укрупняться и консолидироваться. Однако есть риски, связанные со снижением доступности кредитных ресурсов. Традиционно производители получали льготные краткосрочные и инвестиционные кредиты по ставке до 5%. Сейчас рабочая субсидируемая ставка составляет около 12%. Это вызов, который отрасли предстоит преодолеть.
Валерия Плотникова, управляющий партнёр Strategy Partners:
«Нецифровые компании проиграют».
Современной успешной компании невозможно обойтись без сложных технологических решений, работающих по всей цепочке создания стоимости бизнеса.
Базис цифровой трансформации определяется системно и правильно сформулированным портфелем цифровых решений, а также грамотно построенной моделью управления реализацией цифровых инициатив.
- Портфель цифровых решений. Приоритеты должны соответствовать стратегическим задачам компании, оценка эффектов проведена в единой методологии, а затраты на создание и поддержание решений рассчитаны корректно.
- Модель управления цифровыми инициативами. Включает в себя команду, коллегиальные органы управления цифрой, амбассадоров в функциях и подразделениях. Последние призваны поддержать сбор идей, передачу знаний и адаптацию цифровых решений.
Успехи в цифровой трансформации приносят монетарные эффекты, повышают стратегическую маневренность компании, дают устойчивость при кратном масштабировании бизнеса. Они позволяют держать фокус на развитии линейного персонала. В долгосрочной перспективе это повышает число перспективных, инновационных и коммерчески выгодных идей, которые зарождаются на рабочем месте.
Конкуренция усиливается, а клиенты становятся всё более требовательными к удобству и скорости взаимодействия. Цифровая трансформация не нужна только в тех случаях, когда ценность товара — в ручной работе или натуральности. Но даже таким бизнесам необходимы технологии в маркетинге и внутренних процессах. Это позволит успеть за растущими ожиданиями потребителей.
Вот что поможет эффективно внедрять инновации:
- оценка рентабельности инвестиций (ROI). Покажет экономию затрат, увеличение доходов и рост окупаемости после применения технологий;
- комплексный подход. Важно цифровизировать разные аспекты деятельности и объединять их в единую систему. Например, датчики интернета вещей на заводе необходимо интегрировать с ERP-программой, чтобы строить производственные планы и прогнозы;
- мотивировать команду. Персонал нужно адаптировать к новым условиям работы. Проводить тренинги и курсы. Привлекать к обсуждению и выбору ИТ-решений.