Исследование: к 2024 году все массовые виды и форматы упаковки были полностью локализованы
Россия полностью преодолела кризис в индустрии упаковки для продуктов питания. Все массовые виды и форматы упаковочных решений для молочной продукции, в том числе для всех видов детского питания, к 2024 году были полностью локализованы. Об этом говорится в исследовании “Адаптация молочной отрасли к влиянию санкций. Упаковка”, подготовленном аналитическим агентством Milknews и крупнейшим отраслевым объединением Союзмолоко. По данным союза, основные участники упаковочного рынка также локализовали производство всех основных сырьевых компонентов, а объем выпуска полностью покрывает спрос.
Как указано в материалах союза, молочная индустрия остается наиболее сложным сегментом с точки зрения обеспечения упаковкой из-за большого разнообразия видов продукции, форматов упаковки, высоких требований к гигиене (сроки годности) и качеству упаковки (жидкие и жирные продукты), а также технологически сложных упаковочных решений, необходимых сектору (многослойность, высокие скорости оборудования и т.д.).
В молочной индустрии ежегодно фасуется 12,8 млн т продукции, для которой необходимо 32,2 млн шт. упаковок различного вида и состава. Из общего объема упаковки 31% приходится на многослойный картон (асептический и неасептический), 17% - на PET бутылку, 25% - на гибкую полимерную упаковку (фин-пак, флоу-пак, стейбл-бэг, дой-пак), остальной объем занимают другие материалы (HDPE, бумага, пластик, фольга и т.д.). В исследовании затрагиваются практически все виды упаковки, и его результаты релевантны для всех видов продуктов питания.
“Введение санкций оказало “шоковый” эффект на индустрию упаковки и продуктов питания - в один момент на рынке возник дефицит сырья и ажиотажный спрос на упаковку, а производители не были к этому готовы”, – говорит генеральный директор Союзмолоко Артем Белов.
Крупнейшие игроки оперативно провели работу по поиску альтернативных поставщиков и локализации в России самой упаковки, а также ее ключевых сырьевых компонентов – картон и бумага, полимеры и пластики, фольга, краски, говорится в исследовании.
“По сути ключевым игрокам индустрии упаковки удалось предотвратить реальный коллапс на рынке продуктов питания, и сегодня риски сведены к минимуму”, – поясняет Белов.
В исследовании Союзмолоко уточняется, что одним из ключевых факторов стабилизации ситуации стала локализация производства асептической упаковки, которая в том числе используется для детского питания и обеспечения удаленных регионов страны. Сегодня она производится в России на одной из крупнейших и самых современных фабрик в Европе, которая принадлежит компании “Упаковочные системы” и способна выпускать до 5 млрд упаковок в год.
Как пишет союз, сохраняются точечные проблемы с отдельными сложными видами упаковки, но производители активно работают над их решением”. Например, в России не выпускаются некоторые упаковочные решения (EcoLean, SIG, Tetra Top), а мощности по ламинированию картона пока не покрывают потребности рынка.
Большинство российских производителей существенно нарастили объемы выпуска и реализуют или прорабатывают новые инвестиционные проекты (“Упаковочные системы”, Danaflex, “Ламбумиз”, “Молопак” и др.). Компании “Упаковочные системы”, Danaflex, “Европласт” не только локализовали выпуск всех видов упаковки, но и ключевых ее сырьевых компонентов, а также приобрели крайне важные компетенции в исследованиях и разработках новых упаковочных решений (R&D).
Для полного обеспечения рынка отечественной упаковкой и сокращения объемов импорта из Китая, делают выводы аналитики союза, требуются регуляторные изменения: разработка отдельной стратегии локализации и установление прозрачных «правил игры» для индустрии, в том числе равных условий работы на рынке между отечественными игроками и импортом через пошлины и другие инструменты тарифного и нетарифного регулирования.